Ответственность за киберпреступления
Угрозы и последствия компьютерной игровой зависимости
ВЫЗОВ ЛОЖНЫЙ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РЕАЛЬНАЯ
ПАМЯТКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕМУ о правилах безопасности
Республиканская профилактическая акция "Дом без насилия"
Профилактика коронавирусной инфекции
Интернет-ресурсы по вопросам безопасности дорожного движения
Что делать, если вы заметили склонность к суициду у близкого человека или сами думаете об этом
Правила поведения при обнаружении боеприпасов
Безопасность_правила поведения
Ответственность за распространение порнографических матралов чрез интернент
Правила безопасного интернета
Безопасный интернет детям! Памятка для детей и родителей
Интернет – это мир интересных и полезных возможностей, но в то же время это источник информации наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию, особенно для ребенка. Агрессия, преследования, мошенничество, психологическое давление, общение с онлайн незнакомцами – это лишь некоторый перечень угроз, которые поджидают ребенка в глобальной сети каждый день.
Россия вошла в зону повышенного риска по обеспечению безопасности детей в глобальной сети. Это обуславливается высокой пользовательской Интернет-активностью российских школьников и высоким уровнем ее бесконтрольности, а также низкими знаниями родителей об опасностях Интернет-среды.
Как же оградить от них ребенка?
Самый главный совет для родителей – будьте осведомлены о деятельности ребенка.Говорите с ним об Интернете: спрашивайте, что он сегодня делал, с кем познакомился, что интересного узнал. Старайтесь регулярно просматривать ресурсы, которые посещает Ваш ребенок, и проверяйте список его контактов, чтобы убедиться, что он и Вы знаете всех, с кем общается. Попросите ребенка сообщать Вам или близким людям о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет, и не ругайте за неприятные случаи, иначе он все будет скрывать.
Второе важное правило – станьте проводником ребенка в Интернет.
Научите ребенка правильно искать нужную информацию, сформируйте список полезных, интересных, безопасных для детей ресурсов и посоветуйте правильно их использовать. С самого начала объясните ребенку, почему ни в коем случае не стоит выдавать данные о себе и своей семье, публиковать фотографии, где изображен сам ребенок, семья, школа и прочие данные.
Научите вашего ребенка уважению и этикету в Интернете.
По статистике, более 80% российских детей имеют профиль в социальных сетях, а 23% сталкиваются в Сети с агрессией и унижением. Попросите ребенка не провоцировать конфликтные ситуации и относиться к другим так же, как он хотел бы, чтобы относились к нему самому. Объясните, что ни при каких обстоятельствах не стоит размещать провокационный материал и не распространять по чьей-либо просьбе информационные и агрессивно-настроенные сообщения. Информация, выложенная в Интернет – доступна всем и может быть использована в любых, в том числе, мошеннических целях.
Предупредите ребенка, что не стоит добавлять «в друзья» незнакомых людей - они могут быть не теми, за кого себя выдают. Ни в коем случае не соглашался на «живые» встречи с Интернет-незнакомцами, прежде чем не поставит в курс вас или близких родственников. Посоветуйте ему общаться в Интернете с теми, с кем он лично знаком. Предостерегите от скачивания платной информации, особенно через sms.
Используйте технические возможности Вашего компьютера и Оператора. Для предотвращения нежелательного контента и вирусов необходимо установить антивирус, настроить антиспам фильтры в почте. С помощью средств Родительского контроля или соответствующих услуг Оператора можно создавать «белый» список Интернет-сайтов, ограничить время пребывания ребенка в Интернет, настроить возрастной фильтр.
Правила безопасного интернета для детей (кроме родителей)
- Никому и никогда не разглашай свои пароли. Они – твой главный секрет. Придумай свой уникальный пароль, о котором никто не сможет догадаться. Не записывай пароли на бумажках, не храни их в открытом доступе. Не отправляй свои пароли по электронной почте.
- При регистрации на сайтах и в социальных сетях старайся не указывать личную информацию (номер телефона, адрес места жительства, школы, место работы родителей и другое) – она может быть доступна всем, даже тем, кого ты не знаешь! Персональная информация — это номер вашего мобильного телефона, адрес электронной почты, домашний адрес и фотографии вас, вашей семьи или друзей.
- Помни, что фотография, размещенная в Интернете доступна для просмотра всем. Старайся не размещать фото, на которых изображена твоя семья, школа, дом и другие личные данные.
- Старайся не встречаться с теми, с кем ты знакомишься в Интернете.
- Помни, что многие люди рассказывают о себе в Интернете неправду.
- В Интернете и социальных сетях старайся общаться только с теми, с кем ты лично знаком. Подумай и посоветуйся с родителями, прежде чем добавить незнакомого человека к себе в список «друзей».
- Не используй веб-камеру при общении с незнакомыми людьми, помни о необходимости сохранять дистанцию с незнакомыми людьми.
- Уважай собеседников в Интернете. Никогда и ни при каких обстоятельствах не угрожай другим, не размещай агрессивный и провокационный материал. Будь дружелюбен. Не груби.
- Помни, что даже в Интернете существует «сетевой этикет». Если ты пишешь сообщение заглавными буквами, то собеседник может подумать, что ты кричишь на него.
- Не вступай в незнакомые сообщества и не распространяй по чей-либо просьбе информационные, провокационные и агрессивно-настроенные материалы и сообщения.
- Не все, что ты можешь прочесть или увидеть в интернете - правда. Не ленись и перепроверяй информацию в других поисковиках или спроси у родителей.
- Помни, что существуют сайты, непредназначенные для детей, не заходи на сайты «для тех, кто старше 18 лет», на неприличные и агрессивно настроенные сайты. Если ты попал на такой сайт по ссылке, закрой свой браузер, используя клавиши “ctrl+alt+delete”.
- Расскажи все, что ты увидел, выучил или узнал нового взрослому.
- Ни в коем случае не указывай свой номер телефона или электронный адрес, не отправляй с него sms на незнакомые номера в Интернете.
- Если тебе пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать.
- Если тебе показалось, что твои друзья отправляют тебе «странную» информацию или программы, переспроси у них, отправляли ли они тебе какие-либо файлы. Иногда мошенники могут действовать от имени чужих людей.
- Если ты хочешь купить в Интернете какую-либо услугу или игру, обратись к взрослому. Он подскажет тебе, как избежать мошенничества.
- Не загружай файлы, программы или музыку без согласия взрослых – они могут содержать вирусы и причинят вред компьютеру.
- Попроси родителей установить на компьютер антивирус и специальное программное обеспечение, которое будет блокировать распространение вирусов.
ИНТЕРНЕТ ПРИНЕС МНОГО ОПАСНОСТЕЙ:
Это и мошенничество в Интернете:
- Фишинг (доступ к паролям)
- Вишинг (выманивание держателя платежной карты конфиденциальной информации)
- Фарминг (процедура скрытного перенаправления жертвы на ложный IP-адрес)
- Кликфрод (обманные клики на рекламную ссылку лицом, не заинтересованным в рекламном объявлении)
- «Нигерийские письма» (просят у получателя письма помощи в многомиллионных денежных операциях, обещая солидные проценты с сумм)
- Мошенничество с помощью служб знакомств
- Мошеннические интернет-магазины и др.
Возникновение интернет-зависимостей разного рода. Все больше людей вместо живого общения и активного отдыха предпочитают проводить много времени за компьютером, погружаясь в виртуальный мир. А злоупотребления неотвратимо ведут к возникновению психологической зависимости от интернета, что негативно сказывается на нас.
Получили активное развитие такие негативные направления
(в том числе преступные), как:
- буллинг (кибербуллинг) — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство;
- груминг – установление дружеского и эмоционального контакта с ребенком в интернете для его дальнейшей сексуальной эксплуатации.
- троллинг, когда Вам на хорошем форуме ни с того ни с сего нахамят, оскорбят, унизят (форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении).
Угрозы и последствия компьютерной игровой зависимости
Термин «компьютерная игровая зависимость» появился еще в 1990 году. Компьютерная зависимость — это заболевание, связанное с пагубным пристрастием к всевозможным азартным играм.
Уже длительное время ученые пытаются разобраться: компьютерная зависимость у детей — это болезнь или социальная проблема? Вначале развивалась компьютерная игровая зависимость у взрослых. Затем компьютерная зависимость появилась и у детей. Это серьезная эмоциональная зависимость, и иногда справиться с ней самостоятельно не способен даже зрелый человек.
Различают несколько видов компьютерной зависимости:
- Игровая, при которой человек запоем играет в групповые игры по сети или индивидуально. Игрок бросает все: учебу, работу, семью, вся его жизнь перемещается в плоскость монитора, где кипят нешуточные страсти, идут бои и завоевываются новые миры.
- Сетевая зависимость, при которой человек не может обойтись без так называемого интернет-общения на форумах или в соцсетях. Этим видом зависимости часто страдают одинокие, робкие в реальной жизни люди с заниженной самооценкой, которым тяжело заводить знакомства в "реале". Зато в сети они разворачиваются на всю, анонимность позволяет им раскрыться и показать свои лучшие качества, обзавестись массой друзей по болтовне или поклонников своего творчества.
- Зависимость, проявляющаяся в виде бесконечного бесцельного брожения с сайта на сайт, так называемый серфинг по аналогии с видом спорта, когда спортсмен преодолевает волну за волной. Пожалуй, это самый хитрый вид зависимости. Человек думает, что если он не играет с утра до вечера, не торчит на "одноклассниках", то с ним все в порядке. Но на самом деле он убивает время непрерывным поглощением информации, которая ему никогда не пригодится, просматривает всяческие "интересные факты" и самые красивые места мира.
Весь ужас в том, что компьютерная зависимость не щадит никого, и практически любой человек может стать ее жертвой, и 25-летняя девушка, и 50-летний мужчина. Настолько интересен и привлекателен этот мир виртуальных приключений. Но самые страшные трагедии случаются тогда, когда жертвой зависимости от компьютера становятся дети.
Выводы экспертов не утешительны. Опасность стать зависимым от компьютерной игры грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более двух часов в день. Как не попасть в рабство современной техники? Есть ли способы предотвращения или преодоления компьютерной болезни?
Кто больше зависим от игр на компьютере?
- Дети тех родителей, которые мало бывают дома, дети состоятельных родителей или трудоголиков, которые постоянно заняты.
- Самый зависимый и, в то же время, нежелательный возраст — это 12-15 лет.
- Мальчики. По статистике на одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков. Связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше.
Опасность компьютерной зависимости
Вам, уважаемые родители и педагоги, вероятно, кажется, что страшнее наркотической и алкогольной зависимости из всех прочих ее видов нет ничего. И по большому счету, вы правы. Однако не менее опасна компьютерная зависимость. Компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги. Ясно, что как таковая эта зависимость не представляет угрозы жизни и физическому здоровью самого зависимого и его окружающих, но так ли это на самом деле?
Несколько фактов
- Самостоятельно только около 20% детей могут перерасти эту проблему.
- Ребенок может находиться за компьютером не более 1-го часа в день. Подросток — до 2-3-х часов с перерывами.
- В Финляндии не берут в армию с диагнозом «компьютерная зависимость».
- Долгое нахождение перед монитором может вызывать нарушения зрения, осанки, снижение иммунитета, головные боли, апатию, раздражительность, усталость, бессонницу. Взрослый человек чувствует себя «выжатым и опустошенным» после нескольких часов работы за компьютером, что же говорить про ребенка.
Признаки компьютерной зависимости у детей
- Ребенок теряет интерес к другим занятиям.
- Все свое свободное время ребенок стремится провести за компьютером или ТВ.
- Общение с другими детьми начинает сводиться только к компьютерным играм.
- Происходит постепенная утрата контакта с родителями.
- Ребенок все меньше стремится к общению с другими, общение становиться поверхностным.
- Формально отвечает на вопросы, избегает доверительных разговоров.
- Ребенок начинает обманывать, стремится любыми способами заполучить желаемое.
- Ребенок скрывает, сколько на самом деле времени провел за компьютером или телевизором.
- На любые ограничения, связанные с компьютером, ТВ, планшетом или телефоном реагирует нервно, сильно переживает, злится, грубит, может плакать.
- Теряет контроль над временем, проведенным за экраном.
- Ребенок начинает есть возле компьютера.
- Ребенок уже с утра начинает просить мультики или компьютер.
- Ребенок приходит из школы и первым делом садиться перед ТЗ или включает компьютер.
- Непонятный эмоциональный подъем, который резко сменяется дурным настроением. Присмотревшись, вы поймете, что все это связано с виртуальными успехами и неудачами в игре.
- Завзятого компьютерщика можно отличить сразу. Он обращен внутрь себя, не замечает или игнорирует внешние события, плохо адаптируется к реальной жизни. Даже красоты природы — и те воспринимаются с меньшим восторгом, поскольку возможности компьютерной графики безграничны, и на экране монитора появляются дивные, фантастически прекрасные пейзажи, которые не существуют в действительности.
Насколько компьютер вреден для здоровья?
Конечно, понятны опасения родителей по поводу здоровья детей.
Реальным фактором риска может стать нагрузка на зрение. И все же общение с компьютером не вреднее, чем длительное сидение у телеэкрана. Не нужно забывать об элементарной профилактике — делать перерывы в занятиях и гимнастику для глаз, посещать время от времени окулиста. И обратите внимание на технические характеристики экрана вашего монитора (проконсультируйтесь еще до покупки).
Конечно, необходимо приучить ребенка контролировать свою позу, чтобы не возникали нарушения осанки. Но это вовсе не специфическое требование — правильно сидеть нужно и за обычным столом. И малоподвижный образ жизни, и лишний вес свойственны не только компьютерным пользователям.
Так что в отношении работы за компьютером нужно соблюдать обычные гигиенические требования: подобрать удобную мебель, следить за физическим самочувствием и состоянием нервной системы ребенка, не допускать перегрузок.
Физические отклонения у больного, страдающего компьютерной зависимостью
- нарушение зрения,
- снижение иммунитета,
- головные боли,
- повышенная утомляемость,
- бессонница,
- боли в спине,
- туннельный синдром (боли в запястье).
Но что же делать, если проблема все же возникла?
Никакие убеждения, уговоры, угрозы не будут иметь эффекта. Скорее всего, вы вызовете к себе агрессию, а сам игроман еще глубже погрузится в выдуманный мир, так как в реальном его «никто не понимает». Зависимость от компьютерных игр у подростков опасна тем, что человек находится в непростом периоде жизни. Время, когда он должен искать свое место в обществе, начинать строить отношение с противоположным полом и сверстниками, оказывается упущенным. В дальнейшем это вызовет психологические проблемы иного толка.
Проявление симптомов компьютерной зависимости должно насторожить родителей и заставить обратиться к специалистам, которым подскажут, как справиться с компьютерной зависимостью у детей.
Диагностика компьютерной зависимости
Как при большинстве психических заболеваний, именно окружающие первыми замечают изменение характера и поведения больного. Убедить же самого игромана в том, что он болен, очень сложно. Первый шаг в лечении пациента — это осознание своей патологической зависимости от компьютера. Очень важно позитивно настроить больного на визит к психотерапевту, иногда для этого может быть использован какой-либо предлог в виде психологического тестирования, профессионального ориентирования.
Важным этапом успешного лечения компьютерной зависимости является выявление причин, побудивших человека уйти от реальности.
Причины компьютерной зависимости
- Отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребенку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребенка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребенка, не слышат его. Конечно, по указанной причине может развиваться не только зависимость от компьютерных игр и развлечений, но и другие виды зависимости, а также различные формы отклонений в поведении.
- Отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Например, жил-был 13-летний подросток. Ничем особо не увлекался, читать не любил, гулять тоже не очень, по дому помогать особо не стремился, да и к учебе мало рвения проявлял — так, телевизор бы ему все смотреть да «в потолок плевать». И вот, появляется у этого юного лентяя компьютер! Подросток понимает, что можно сидя дома, не утруждая себя излишним напряжением, стать крутым бандитом (в игре), найти себе собеседника, с которым в любой момент не трудно прекратить общаться, достать (скачать) реферат, ради которого раньше пришлось бы идти в библиотеку. Столь радужная перспектива «пригвождает» ребенка к экрану монитора. Опять же не факт, что обязательно возникнет компьютерная зависимость, но… предпосылка весомая.
- Неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, ребенок (подросток) слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть. Или наличие видимого физического недостатка, внешняя некрасивость отталкивает сверстников от общения с ним, или у ребенка развились черты характера, препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность.
- Общая неудачливость ребенка. Эта причина схожа с предыдущей. Например, ребенок и в школе учится неважно, и в компании ребят не заводила, и с родителями отношения не блещут. Если такое положение вещей не устраивает ребенка, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он — главный герой, он на вершине успеха, он победитель, властитель, первый разрушитель (или созидатель). В сети Интернет такой ребенок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация.
- Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.
- Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.
Как уберечь ребенка от зависимости?
К сожалению, нет абсолютного рецепта. Есть рекомендации, исполнение которых позволит снизить вероятность возникновения зависимости.
Советы по предотвращению развития компьютерной зависимости у детей и подростков
- Так как первопричиной ухода ребенка из реального мира является неудовлетворенность существующей действительностью, необходимо в первую очередь выяснить, что же побудило ребенка уйти «в компьютер».
- Неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером.
- Если вы видите у ребенка признаки компьютерной зависимости, не обостряйте ситуацию, отведите его к психотерапевту.
- Можно попытаться вникнуть в суть игры, разделив интересы ребенка, это сблизит ребенка с родителями, увеличит степень доверия к ним.
- Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии.
- Пребывание ребенка за компьютером необходимо ограничивать. Недопустимо, чтобы дети играли по нескольку часов. Детям младшего школьного возраста — не более получаса, старшего школьного возраста — не более часа в сутки на игры.
- Компьютер следует устанавливать в таком месте, где вы будете видеть, чем занимается отпрыск. Если вы будете периодически заходить в комнату и проверять, это будет выглядеть как тотальный контроль, да и на ваши шаги ребенок скоро научится быстро "захлопывать" запрещенные страницы. А если удастся найти такое место для компьютера, где вы мимоходом, не привлекая к себе внимания, можете увидеть, какая страничка открыта, это будет ненавязчиво, но в то же время эффективно.
- Ребенку все же лучше не покупать отдельный компьютер. Пусть играет на папином. Тогда у вас в любое время будет веская причина сказать "достаточно" — компьютер нужен папе.
- Лишая ребенка желаемого количества времени в интернете, всегда предлагайте альтернативу. Не позволяйте ему маяться от скуки. Его необходимо задействовать в каких-то мероприятиях. Это, в первую очередь, работа по дому, кружки по интересам, спортивные секции. Очень действенный метод — отдать его в компьютерный класс, где он научится работать на компьютере по-настоящему, а не просто гонять зайчиков по экрану. Пусть освоит фотошоп, пусть научится создавать сайты, верстать полиграфию — к 18 годам у него уже будет профессия, и он перестанет относиться к компьютеру исключительно как к средству развлечения.
- Поднимайте самооценку ребенка. Найдите ребенку занятие, в котором он будет успешен и будет выгодно отличаться от товарищей. Например, это какой-то редкий вид спорта, фехтование, например. Или кружок квиллинга. Его наградные листы, удачные поделки, медали необходимо выставлять на витрине, чтобы гости семьи видели его успехи.
- Поощряйте дружбу ребенка с другими детьми. Приглашайте в гости его друзей и его отпускайте в гости к друзьям.
- Родителям придется ознакомиться с популярными у их детей играми. Дети часто думают, что родители запрещают им играть потому, что не понимают, насколько это увлекательно. В этом случае мнение родителя, который знает игру, будет гораздо весомей, чем мнение родителя, который "не читал, но осуждаю".
Возможно ли лечение от компьютерной зависимости? Как избавиться от симптомов компьютерной зависимости? Конечно, это возможно. Но это долгий и сложный процесс, успех которого зависит от многих факторов. Как лечить симптомы компьютерной зависимости во многом зависит от индивидуальных особенностей человека. Лечение любой зависимости — трудный процесс, требующий участия как зависимого человека, так и его окружения. Скорее всего, потребуется время для того, чтобы страдающий компьютерной игровой зависимостью снова начал чувствовать вкус жизни. В этом отношении компьютерная зависимость сродни наркомании. Важно также помнить: если пустота, образовавшаяся в жизни человека после полного или частичного отказа от игр, не будет заполнена, велика вероятность рецидива. Лечение компьютерной зависимости, как и лечение любой другой зависимости, требует дальнейшего психологического сопровождения пациента. В тяжелых случаях лечением компьютерной зависимости занимается врач-психиатр.
Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребенок и подросток, но шансы уменьшаются, если:
- в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия;
- у ребенка разносторонние интересы и увлечения;
- ребенок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими;
- ребенок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.
Важно знать:
Резко отнимать или запрещать компьютерные игры ребенку, который уже втянулся — нельзя. Делать это стоит последовательно, лучше подготовиться вместе с психологом.
Можно пройти различные тесты в интернете, чтобы оценить компьютерную зависимость вашего ребенка и вас самих.
Не все игры плохо влияют на психику, некоторые способствуют развитию познавательных и моральных качеств. Тут решающее значение приобретает то, какие игры выбираются.
Профилактика зависимости от компьютерных игр
Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье. Ведь речь идет и о нашем будущем тоже, насколько крепким будет здоровье, а старость безоблачной и счастливой. Поэтому на первое место в системе ценностей нужно ставить качество воспитания детей, основанное на личном примере, взаимном уважении и доверии.
Поэтому:
- Важен личный пример родителей. Если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени.
- У ребенка должно быть увлечение, хобби, не связанное с компьютером.
- Поддерживайте общение ребенка со сверстниками: их игры на свежем воздухе, общие увлечения (без компьютера).
- Все должно быть спланировано так, чтобы не оставалось свободной минуты. Это совместные дела, уличные игры, праздники, походы в музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками и т.д.
- Используйте компьютер как награду, для эффективного воспитания, в качестве поощрения.
- Важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок. Вы должны знать, что это за игра и отслеживать любые отклонения в поведении ребенка после того, как он поиграл в игру. Могут наблюдаться раздражительность, возбужденность, бессонница. Все это указывает на то, что либо было превышено время игры, либо игра не подходит ребенку.
- Отдавайте предпочтение развивающим играм и сайтам. Обсуждайте с ребенком те игры, в которые ему было бы, по вашему мнению, полезнее играть.
- Установите специальные сетевые фильтры и специализированное программное обеспечение, позволяющее контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.
Ни одна мать не позволит ребенку употреблять наркотики, почему же компьютер и телевизор используются как средство занять ребенка, чтобы не мешал родителям в их важных делах? Психика ребенка формируется во взаимодействии со взрослыми, каким будет это взаимодействие решает каждый на своем месте. Но совместные походы в театры, на природу с палаткой и костром, а также лыжи, коньки и просто прогулки на свежем воздухе не причинили вреда еще ни одному человеку. Во время такого досуга у детей воспитывается уважение к родителям и до них легче доходит смысл слов о вреде многочасового сидения у компьютера. Занятия в кружках, спортивных секциях по интересам, помощь старым и слабым, выбор хороших художественных и мультипликационных фильмов помогают ребенку увидеть всю красоту и многообразие живого окружающего мира и сравнить его с виртуальным. А компьютер можно использовать в мирных, познавательных и в творческих целях. Главное – ребенка увлечь!
Тест на детскую Интернет-зависимость (С.А. Кулаков, 2004)
Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 — очень редко, 2 — иногда, 3 — часто, 4 — очень часто, 5 — всегда.
- Как часто Ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью?
- Как часто Ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в сети?
- Как часто Ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи?
- Как часто Ваш ребенок формирует новые отношения с друзьями по сети?
- Как часто Вы жалуетесь на количество времени, проводимые Вашим ребенком в сети?
- Как часто учеба Вашего ребенка страдает из-за количества времени, проведенном Вашим ребенком в сети?
- Как часто Ваш ребенок проверяет электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
- Как часто Ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими?
- Как часто Ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете?
- Как часто Вы заставали своего ребенка пробивающимся в сеть против Вашей воли?
- Как часто Ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?
- Как часто Ваш ребенок получает странные звонки от его новых сетевых «друзей»?
- Как часто Ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили по поводу пребывания в сети?
- Как часто Ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у Вас не было Интернета?
- Как часто Ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в сеть, когда он находится вне сети?
- Как часто Ваш ребенок ругается и гневается, когда Вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в сети?
- Как часто Ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в сети?
- Как часто Ваш ребенок злится и становится агрессивным, когда Вы накладываете ограничение на время, которое он проводит в сети?
- Как часто Ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в сети?
- Как часто Вы чувствуете подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?
При сумме баллов 50-79 родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи.
При сумме баллов 80 и выше, у ребенка с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и ему необходима помощь специалиста.
Ответственность за киберпреступления
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО БЕЛАРУСИ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В СФЕРЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В уголовном праве Беларуси закреплена ответственность за ряд преступлений против информационной безопасности (Глава 31 УК РБ):
Статья 349. Несанкционированный доступ к компьютерной информации. Наказание: штраф, арест, ограничение или лишение свободы на срок до 2 лет. Если действия, предусмотренные статьей, повлекли тяжкие последствия – возможно ограничение свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на срок до 7 лет.
Статья 350. Модификация компьютерной информации. Наказание: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, арест, ограничение свободы на срок до 5 лет, лишение свободы на срок до 7 лет.
Статья 351. Компьютерный саботаж – умышленные уничтожение, блокирование, приведение в непригодное состояние компьютерной информации или программы, либо вывод из строя компьютерного оборудования, либо разрушение компьютерной системы, сети или машинного носителя. Наказание: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, арест, ограничение свободы на срок до 5 лет, лишение свободы на срок 3-10 лет.
Статья 352. Неправомерное завладение компьютерной информацией наказывается общественными работами, или штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением или лишением свободы на срок до 2 лет.
Статья 353. Изготовление либо сбыт специальных средств для получения неправомерного доступа к компьютерной системе или сети наказывается штрафом, или арестом на срок 3-6 месяцев, или ограничением свободы на срок до 2 лет.
Статья 354. Разработка, использование либо распространение вредоносных программ. Наказание: штраф, арест, ограничение свободы на срок до 2 лет, лишение свободы до 10 лет.
Статья 355. Нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети. Наказание: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы на срок до 2 лет, ограничение свободы на срок до 5 лет, лишение свободы на срок до 7 лет.
В целом этот перечень преступлений соответствует положениям Конвенции Совета Европы о компьютерных преступлениях (2001 г.), к которой Беларусь не присоединилась. В Конвенции такие преступления перечислены в группе правонарушений против конфиденциальности, целостности и доступности компьютерных данных и систем. Помимо этой группы Конвенция выделяет также преступления, связанные с использованием компьютерных средств:подлог и мошенничество, совершенные с использованием компьютерных технологий.
В Уголовном Кодексе Республики Беларусь к подобным преступлениям относят
хищение путем использования компьютерной техники (Ст. 212);
причинение имущественного ущерба без признаков хищения (Ст. 216, путем модификации компьютерной информации);
ряд составов, которые включают хищение (Стст. 294, 323, 327, 333).
Третья группа преступлений включает преступления, связанные с содержанием компьютерных данных: детская порнография, нарушение авторского права.
В Беларуси установлены широкие запреты в отношении всех порнографических материалов. При этом учтены положения Конвенции: в ст. 343 и ст. 343-1 УК РБ распространение порнографических материалов посредством сети Интернет является квалифицирующим признаком (Статья 343 УК РБ. Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера).
В отношении нарушений авторских прав с использованием компьютерных технологий уголовное право Республики Беларусь не предусматривает каких-либо специальных норм.
Некоторые из рассмотренных составов преступлений имеют свои аналоги в Кодексе об административных правонарушениях (Статья 22.6 КоАП РБ. Hесанкционированный доступ к компьютерной информации; cтатья 10.7 КоАП РБ. Причинение имущественного ущерба). Основное отличие – размер ущерба и степень общественной опасности деяний.
Примечательно также наличие в Кодексе об административных правонарушениях ответственности за пропаганду и (или) публичное демонстрирование, изготовление и (или) распространение нацистской символики или атрибутики (Ст. 17.10.), в том числе с использованием сети интернет. Подобная ответственность согласуется с положениями ст. 3 Дополнительного протокола к Конвенции 2001 г., относящемуся к ответственности за акты расистской и ксенофобской природы, совершенные посредством компьютерных систем.
ЭТИКА СЕТЕВОГО ОБЩЕНИЯ
Сетевой этикет - это несложные правила, которые придумали люди, много общающиеся друг с другом через Интернет. Он нужен для того, чтобы всем - и опытным пользователям, и новичкам было в равной мере комфортно общаться между собой. Большинство правил не носит никакого специального характера, а просто представляет собой повторение правил хорошего тона, принятых в обществе в целом. Эти правила - всего лишь пожелания. Но поскольку мы все - сообщество, соблюдение всех этих правил поднимает Ваш авторитет, и Вы привлечете к себе внимания как приятный и интересный собеседник.
Как соблюдать сетевой этикет? Вы должны научиться вести себя так, словно оказались в незнакомом мире, очень похожем на Ваш реальный мир, и не желаете задеть кого-либо своим бестактным поведением. На самом деле, все очень просто. Сетевой этикет - такой же, как и обычный. Большинство стычек в Сети происходит отнеумения и нежеления участников слышать друг друга. Прежде всего - старайтесь руководствоваться здравым смыслом. Уважайте Ваших собеседников, кем бы они не представлялись, и тогда ваша жизнь в сообществе станет легкой и приятной.
Чего нельзя делать в Интернете
Прежде всего нельзя делать тех вещей, которые не поощряются в любом цивилизованном сообществе:
- - употреблять ненормативную лексику;
- - разжигать национальную рознь;
- - оскорблять людей;
- - воровать;
- - умышленно пытаться что то сломать;
- - призывать к свержению существующего строя;
- - не стоит присылать свои коммерческие предложения;
- - отправлять инструкции, объясняющие, как совершить незаконные действия, а также спрашивать о возможных способах совершения такого рода действий;
- - публиковать личные письма без согласия их авторов;
- - затевать или продолжать дискуссию на отвлеченную тему в местах (конференции, формы и т.п.), не предназначенных для этого.
Прежде чем рассмотреть правила сетевого этикета, познакомимся с основными понятиями, используемыми при коммуникациях в сети Интернет.
Виртуальное общение отличается от общения, которое происходит в реальной жизни. При общении в сети собеседникам вас не видно; они не знают ни ваших достоинств, ни ваших недостатков; никого не интересует ваше положение в обществе. Все собеседники изначально равны между собой. Это раскрепощает, но везде нужна мера. Иногдаодин из участников виртуальной беседы, понимая безнаказанность своего поведения, может оскорбить других, возмутить, разочаровать или просто надаесть им. При работе в сети необходимо руководствоваться определенными негласными, но общеизвестными нормами поведения, этикой общения людей.
В настоящее время электронная переписка является самым популярным и доступным способом общения через Интернет. В зависимости от отношений между корреспондентами переписка может быть деловой или частной.
Если письмо частное, то к нему не предъявляется жестких требований с точки зрения этики. Стиль письма и манера изложения в частной переписке зависят от степени знакомства с адресатом.
В обычной деловой переписке есть общепринятые правила, которые необходимо знать и которыми следует руководствоваться при любой форме переписки.
Вот некоторые из них:
- Электронная почта предназначена прежде всего для связи между знакомыми людьми и режим работы с ней приравнивается к обычному телефонному разговору, только «заочному». По электронной почте можно обращаться к незнакомым людям, но при условии, что адрес был опубликован его владельцем.
- Отправка незатребованной корреспонденции является нарушением правил сетевого этикета и называется электронным спамом.В зависимости от грубости нарушения спаммер может быть наказан. Сервер поставщика услуг Интернета, через которого в сеть поступило сообщение, устанавливается очень просто, а через него легко устанавливается и конкретный нарушитель.
- Заполняйте поле Тема. Из-за опасения получить в письме вирус или спам, многие пользователи удаляют сообщения без темы или с подозрительной темой, даже не читая их.
- Подписывайте свои послания.
- К незнакомым людям можно обращаться с просьбами о консультации, с вежливыми предложениями и пожеланиями, не претендуя на получение ответа. Как правило, обращения, относящиеся к сфере профессиональных или личных интересов корреспондента, вызывают доброжелательный отклик. Неполучение ответа следует рассматривать как нежелательность или невозможность установления контакта и повторять обращение не следует.
- При обращении к незнакомым людям следует воздерживаться от просьб, вызывающих необходимость использования других средств связи, отличных от электронной почты. Так, например, не следует обращаться, даже с очень вежливой просьбой позвонить по телефону или отправить обычной почтой письмо с автографом на память. Такие просьбы остаются без ответа, а их повторение рассматривается как спам.
- В тексте сообщения никогда не надо использовать прописные буквы. ТЕКСТ, ВЫДЕЛЕННЫЙ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, рассматривается как крик. В лучшем случае его относят к неграмотности в вопросах сетевого этикета.
- Есть и свои правила ответа на сообщения электронной почты. Содержание ответа зависит от того, получено ли оно от известного источника или от неизвестного.
- Отвечать знакомым людям следует так, как обычно отвечают по телефону. Если в данный момент выполнить поступившую просьбу нельзя, следует прямо об этом сообщить, не затягивая с ответом более, чем на сутки.
- Если обращение поступило от незнакомого лица, следует понять, обосновано оно или нет. Если обращение обосновано, следует ответить в течение трех дней. Если обращение необоснованно (например, это незатребованная реклама), на него нельзя отвечать ни в коем случае.
- Любой ответ, даже резко негативный, является для спаммера подтверждением действительности почтового адреса и вызывает новый поток сообщений от него и от других спаммеров. Действительные электронные адреса являются предметом торговли среди дельцов от рекламы, особенно если о владельце адреса известны дополнительные сведения (пол, возраст, образо¬вание, личные интересы). По этим же причинам не следует заполнять анкеты, поступающие по электронной почте, даже если в них обещается огромный выигрыш в лотерее.
- Сообщения электронной почты могут иметь вложения. Так, например, к электронному письму может быть приложен файл с фотографией или, например, с программой. Форматированные документы, выполненные в текстовом процессоре (например, проекты договоров), также иногда прикладывают к электронному письму. К этим вложениям надо подходить, как подходят к посылке, полученной от неизвестного доброжелателя. Посылка может содержать взрывное устройство.
- Не пересылайте большие файлы без предварительной архивации.
- Если письмо с вложением получено от знакомого человека, значит, в тексте письма он обязательно должен был указать, что он приложил и зачем. Если письмо с вложением получено от незнакомого лица, файл вложения следует удалить, не читая и не просматривая, каким бы заманчивым ни было предложение им воспользоваться. Программные файлы, рассылаемые таким образом, часто содержат вирусы, а файлы документов — макровирусы.
- Для выражения эмоций в электронной переписке используют схематические изображения человеческого лица, так называемые смайлики (англ. smiley, "улыбочка"), некоторые из которых приведены ниже.
Смайлики (рассматривайте, склонив голову влево) |
|||||
:-) |
улыбка |
:-Q |
курит |
:( |
хмурый взгляд |
:-))) |
хохот |
:-@ |
кричит |
8:-) |
маленькая девочка |
:-~) |
насморк |
:-( |
грусть |
:-( |
я опечален |
:*) |
пьяница |
:'-( |
плачет |
:'-) |
плачет от счастья |
:-{) |
усатый |
;-) |
хитрец |
:-& |
поклялся молчать |
:-[ |
вампир |
>:-( |
злится |
:-() |
я потрясен |
-:-) |
панк |
: 0 |
зевает |
=8-) |
носит очки |
Есть правила, которые подходят и для дружеской беседы, и для делового общения, и для научной полемики:
- Уважайте чужое мнение, даже если оно не совпадает с вашим.
- Умейте признавать свои ошибки.
- Отстаивая свое мнение используйте доказательства, а не амбиции.
- Умейте вовремя прекратить бессмысленный разговор.
- Сообщения должны быть краткими. Высказывания должны делаться по существу обсуждаемой проблемы.
- Сообщения должны быть адресованы всем собеседникам. Для частных писем есть электронная переписка.
- Высказывания расистского характера, оскорбления и некорректные замечания запрещены.
- У постоянных участников телеконференций существует словарь сокращений, который помогает отвечать кратко, не загромождая сообщения лишними фразами.
Сокращения известных словоформ |
|
Словоформа |
Сокращение (пишется прописными буквами) |
По моему скромному мнению |
IMHO (In My Humble Opinion) |
Поговори позже |
TTYL (Talk To You Later) |
К вашему сведению |
FYI (For Your Information) |
Кстати |
BTW (By The Way) |
Насколько я знаю |
AFAIK (As Far As I Know) |
Увидимся |
SUL (See You Later) |
Общение в чатах - самый демократичный способ сетевого общения, очень распространенный среди молодежи. При общении в чатах желательно выполнять следующие правила:
- Используйте язык, на котором общается большинство присутствующих. Это касается как иностранных языков, так и сленга.
- Не умничайте. Это может восстановить против вас собеседника. Посылайте простые и ясные сообщения.
- Если собеседники по каким-либо причинам вас не устраивают, лучше покинуть чат.
- Если вы находитесь на чат-сервере, который специализируется на определенной тематике, придерживайтесь темы разговора. Для желающих просто пообщаться существуют специальные серверы.
- Не используйте ненормативную лексику. Во многих чатах следят за ходом общения и применяют к хулиганам и сквернословам наказание в виде ограничения досткпа на сервер.
-
Безопасность детей в сети Интернет
Опасные картинки
Практически каждый из нас является счастливым обладателем мобильного телефона, а многие – и компьютера.
В школе, транспорте, дома – ты всегда на связи и готов к общению. И не только к общению. Как же хочется поделиться какими-нибудь новыми картинками, фотографиями или видео, скачанными из Интернета с друзьями, одноклассниками и просто знакомыми!
А теперь ответь себе на вопрос: «Как часто я задумываюсь о том, какую картинку, фотографию или видео посылаю другому лицу и будет ли мне что-нибудь за это?». Думаю, что ответ не заставит себя долго ждать.
Вместе с тем, не всегда такие картинки, фотографии или видео столь безобидны, а их передача другому лицу – безнаказанна.
Дети, подростки, молодежь часто хотят знать информации намного больше, чем им могут предоставить родители, школа или общедоступные Интернет-ресурсы. И их любопытство порой оказывается на грани, а иногда и за гранью дозволенного.
Признайся себе, ведь хоть раз в жизни ты, тихонечко, прячась от родителей смотрел в Интернете «особые» картинки, фотографии или видео? И у тебя может даже возникала мысль, что круто бы было показать «это» своим друзьям, одноклассникам, просто знакомым? И вот ты сохраняешь эти картинки, фотографии и видео на свой мобильный телефон или любимый компьютер и…
Вот тут и начинается история, у которой может и не быть счастливого конца.
История 1. Молодая девушка Екатерина дома с помощью ноутбука скачала 3 порнографических изображения и через несколько дней разместила их в сети Интернет на одном из сайтов для общего доступа.
История 2. Александр, Дмитрий и Вадим передали хранящиеся в их мобильных телефонах порнографические материалы через Bluetooth одной девушке.
История 3. Юрий скачал в Интернете видеоролик порнографического содержания и разместил его на своей странице в социальной сети «ВКонтакте», где его мог просмотреть неограниченный круг пользователей.
История 4. Александр, используя личный компьютер и сеть Интернет разместил в своей анкете в одной из социальных сетей порнографическое изображение, в результате чего оно стало доступно для просмотра и копирования другими пользователями.
История 5. Молодой человек со своего электронного ящика отправил девушке одно порнографическое изображение.
История 6. Молодой человек с использованием сети Интернет через сайт «ВКонтакте» переслал (распространил) порнографический материал на мобильный телефон другого лица.
Всех этих молодых людей объединяет одно - в отношении каждого из них было впоследствии возбуждено уголовное дело.
В Уголовном кодексе Республики Беларусь есть ст.343, которая предусматривает ответственность за изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера.
Изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение, рекламирование, трансляция или публичная демонстрация порнографических материалов, печатных изданий, изображений, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом (ч.1 ст.343 УК Республики Беларусь).
Те же действия, но совершенные, в том числе, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования либо выделенной сети электросвязи, а равно распространение, рекламирование, трансляция или демонстрация заведомо несовершеннолетнему порнографических материалов, печатных изданий, изображений, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, наказываются только лишением свободы на срок от двух до четырех лет (ч.2 ст.343 УК Республики Беларусь).
Все уголовные дела, приведенные в шести историях выше возбуждены по ч.2 ст.343 УК Республики Беларусь, так как во всех случаях распространение информации осуществлялось с использованием глобальной компьютерной сети Интернет или иной сети электросвязи общего пользования либо выделенной сети электросвязи, соответственно наказание за такое преступление может быть очень суровым.
Относится или нет материал или предмет к порнографическим - решит экспертная комиссия.
А что же такое хранение порнографических материалов или предметов? Ты хранишь их, когда они фактически находятся у тебя во владении, и потом ты хочешь их распространить.
А распространяешь ты их тогда, когда совершаешь действия, направленные на то, чтобы ознакомить с такой информацией неопределенный круг лиц. Распространение может выражаться в рекламировании, передаче на любых основаниях, в том числе путем показа или демонстрации кому-либо.
Все фигуранты наших историй распространяли порнографические материалы, когда передавали их друг другу, другим лицам, в том числе, друзьям и знакомым. Даже показав другу в телефоне или компьютере такой фильм или фотографию, ты рискуешь своей свободой.
Демонстрировать можно по-разному. Это и показ в виде фотографии, слайда, кино-, телекадра на экране либо с помощью другого технического устройства или любым иным способом.
Ответственность за совершение такого преступления наступает с шестнадцати лет, а за распространение, рекламирование, трансляцию или демонстрацию заведомо несовершеннолетнему порнографических материалов - с восемнадцати лет.
Но если ты не достиг 16 лет (или 18 лет при демонстрации несовершеннолетнему) – это не значит, что никакой ответственности ты не понесешь.
Если факт выявлен, то будет проводиться проверка и приниматься решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Если же, например, уголовное дело было возбуждено, так как сразу лицо, совершившее преступление, не было установлено, а потом оно стало известно и выяснилось, что не достигло возраста привлечения к уголовной ответственности - принимается решение о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
Копия одного из таких постановлений направляется органом дознания или предварительного следствия в комиссию по делам несовершеннолетних для проведения с тобой необходимой профилактической работы. Впоследствии ты подлежишь постановке на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних, и с тобой будет проводиться индивидуальная профилактическая работа. Более того, в отношении тебя даже может быть решен вопрос о направлении в специальное учебно-воспитательное учреждение (ст.14 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).
И помни, что глобальная сеть Интернет является объектом пристального внимания сотрудников управлений по наркоконтролю и противодействию торговле людьми, они проводят постоянные мониторинги сетей и выявляют распространителей порнографии. Также информация о наличии в свободном доступе порнографических материалов или предметов порнографического характера, их передаче или получении может поступать от обычных граждан и даже от твоих друзей и знакомых (о чем ты можешь даже не догадываться).
Безопасность детей в Интернете: что могут взрослые?
И. Н. Васильева, начальник управления информационных технологий и электронных образовательных ресурсов НИО
Тезис о том, что современные дети принадлежат к совершенно новому типу людей — digital Native — (Digital Native — термин, впервые использованный американцем Марком Пренски для обозначения людей, которые родились во время цифровой революции и находятся под воздействием цифровых технологий. Людей, которые родились до начала цифровой эпохи, Пренски назвал, соответственно, «цифровыми иммигрантами») – «цифровым аборигенам»*, становится совершенно очевидным. Стоит только удивляться скорости, с которой они осваивают современные гаджеты.
С гаджетами, кажется, всё понятно, но есть и другое «развлечение» — Интернет, который с каждым днём всё больше проникает во все сферы жизнедеятельности человека. Растёт и число пользователей сети. В связи с этим возникает вопрос: нужно ли разрешать детям пользоваться всемирной паутиной? Очень небольшая часть взрослой аудитории ответит отрицательно. Запретить пользоваться проще всего, однако сколько времени продлится этот запрет? Большинство же без тени сомнения ответит утвердительно: Интернет позволяет детям обучаться, развиваться, учит виртуальному общению, которое стало неотъемлемой частью нашей жизни.
Взрослые привыкли заботиться о детях в повседневной жизни. А насколько комфортно им в цифровом мире? Надеемся, что материалы данной статьи помогут читателям разобраться, какие опасности для детей могут таиться во Всемирной паутине и что мы, взрослые, можем сделать для обеспечения их безопасности.
Детская аудитория: какая она?
Движение «Безопасность ребёнка в онлайновой среде» (Children-OnlineProitection — СОР) разделило детскую аудиторию на группы: 5-7 лет, 8-12 лет и старше 13 лет, различающиеся по видам деятельности, которыми дети заняты в сети.
Дети 5-7 лет, как правило, проводят время за компьютером, играя. Это могут быть игры, которые инсталлируются на жёсткий диск компьютера и размещённые в сети. Что же такое сетевые игры?! Представьте себе ситуацию: вы отпускаете ребёнка погулять во двор, а через некоторое время он возвращается домой со слезами на глазах и без любимой игрушки. Что это значит? На детской площадке появились хулиганы! Первое желание родителя — выйти во двор, найти обидчика и восстановить справедливость. И в реальной жизни это вполне возможно, а в виртуальной — как?
Ещё один пример. Вдруг ваш ребёнок начинает фонтанировать невесть откуда почерпнутыми идеями: я могу выиграть денежный приз, мне надо срочно освоить приёмы тайского бокса и т. д., на воплощение которых срочно нужны деньги.
8-12-летние дети становятся не просто «игроками», они — активные пользователи социальных сетей, таких как «В контакте», «Одноклассники». Некоторые общаются в чатах, используют электронную почту. Отправить личное сообщение с оскорбительными или просто неприятными высказываниями — это мелкая шалость, но и она может здорово испортить настроение ребёнку.
Сегодня 13-летние ребята — это уверенные пользователи компьютера (в рамках удовлетворения своих познавательных запросов), азартные игроки, активные «писатели» (более 60 % современных подростков ведут сетевые дневники «В контакте», Твиттер,
Фейсбук, ЖЖ и др.). Именно в этом возрасте дети активно загружают музыку, пользуются электронной почтой.
Вам приходилось оплачивать счета мобильных телефонов на шестизначные суммы?! Мы, взрослые, иногда сами попадаемся на эту удочку, а что говорить о детях!
Знают ли взрослые, что делают дети в Интернете?
Согласно социологическому исследованию, инициированному компанией «Киевстар» в 2009 г., 76 % родителей не знают, какие сайты посещают их дети. Но не это самое страшное, пугает другое – потенциальные жертвы реальных угроз сети: 17% детей готовы предоставить информацию о себе и своей семье – адрес, график работы родителей, наличие ценных вещей дома; 28% могут без колебаний послать свою фотографию незнакомцам; 22% попадают на сайты «для взрослых»; 14% время от времени присылают платные SMS для получения бонусов в онлайн-играх, не обращая внимания на стоимость этих сообщений. Так обстояли дела в 2009 году, а что сейчас?
В ходе реализации экспериментального проекта по апробации модели обучения с использованием индивидуальных электронных устройств в сентябре 2011 года (старт проекта) было проведено анкетирование родителей учащихся начальных классов. Большинство родителей согласны с тем, что Интернет оказывает на детей позитивное влияние, но многие задумываются и об угрозах Интернет-пространства. 64% родителей разрешают детям свободно пользоваться Интернетом, никак не ограничивают их во времени. Лишь 24% устанавливают временные ограничения и следят за тем, какие сайты посещают их дети; 28% стараются ввести правила пользования сетью. Большинство родителей (63%) сообщают, что не обладают достаточной информацией о том, как защитить своего ребёнка от негативного контента в Интернете. Почти треть (28%) не устанавливают правил работы ребёнка в сети.
Опасности и правила безопасности в Интернете
Всемирная сеть предлагает множество правил и рекомендаций по обеспечению безопасного использования глобальной сети детьми. Например:
* Общие правила безопасности в Интернете, сетевой этикет;
* Права детей в онлайне;
* Азартные игры и интернет-зависимость;
* Безопасное поведение в онлайн-играх;
* Безопасность в социальных сетях;
* Онлайн-пиратство (нелегальный контент), авторское право в интернете;
* Создание ощущения психологической связи, заботы, а также запугивание, противодействие им;
* Опасный (недетский) контент;
* Онлайн-коммерция, оплата услуг через SMS;
* Интернет-мошенничество, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей – логинам и паролям.
Какие меры следует предпринять?
Уменьшение опасностей при работе ребёнка в Интернете должно предусматривать: настройку контекстной фильтрации, ограничение времени пользования Интернетом, контроль за посещаемыми ресурсами, просмотр его активности в социальных сетях и адресатов почтовых отправлений. И самое важное — откровенное общение с ребёнком:
обсуждение правил пользования Интернетом, возможных опасностей, которые его подстерегают, как правильно общаться, онлайн-опыт ребёнка (что его тревожит, было ему неприятно, непонятно и т. п.).
Какие решения предлагают компании-разработчики для обеспечения безопасности в Интернете?
Необходимо настроить:
* учётные записи пользователей (целесообразно создать для ребёнка отдельную учётную запись для входа на компьютер и произвести её настройки);
* браузер (например, в браузер Internet Explorer входит модуль «Ограничение доступа» (Content Advisor) — Сервис | Свойства обозревателя | Содержание (Tools | Internet Options | Content));
* программу родительского контроля (например, в операционной системе Windows Vista есть специальная утилита для родительского контроля, которая позволяет ограничить время работы за компьютером, сформировать «белые» и «чёрные» списки интернет-ресурсов);
* программы для защиты от вирусов и вредоносного программного обеспечения (например, Microsoft Security Essentials, Kaspersky Internet Security и др.);
* службы для обеспечения безопасности при работе в Интернете (Internet Security) (позволяют ограничить доступ с вашего компьютера к информации нежелательного характера);
* поисковую систему для работы в Интернете (можно использовать детский поисковик «Гогуль»);
* дополнительно установить специальную программу для контроля времени работы за компьютером (автоматически отключает доступ к сети при нарушении заданных ограничений: выход за рамки графика работы в сети, превышение лимита интернет-трафика и т. п.).
Что должны предпринять взрослые?
1. Не публикуйте полную личную информацию в Интернете, так как она может стать доступна преступникам или мошенникам.
2. Не посещайте подозрительные веб-сайты, не скачивайте с них файлы, не устанавливайте подозрительные программы.
3. Прежде чем загрузить на свой компьютер какой-либо файл, убедитесь, что ресурс надёжный, после скачивания — проверьте файл антивирусом.
4. Проводите проверку любого сменного носителя (дискета, лазерный диск, flash-память и др.).
5. Используйте антивирус на компьютере, регулярно обновляйте антивирусные базы.
6. Не отвечайте на письма с рекламными сообщениями (спам-письма).
7. Получив письмо от незнакомого отправителя, никогда не открывайте вложенные файлы — они могут быть заражены.
8. Не отвечайте на письма с просьбой перевести какую-либо сумму денег девушке (юноше) попавшему в беду (такие письма называются «нигерийские письма»).
9. Если на компьютере установлен антивирус: НЕ выключайте постоянную проверку; обновляйте антивирусные базы (не реже одного раза в три дня); проводите проверку всего диска каждую неделю.
10.Если ваш компьютер заражён (появляются рекламные сообщения, нельзя прочитать
документы) и у вас требуют деньги для «лечения» компьютера или расшифровки данных — ни в коем случае не отправляйте их.
11.Никогда не предоставляйте удалённый доступ к вашему компьютеру незнакомым людям.
Рекомендации для педагогов
При размещении информации об учащихся в сети Интернет:
* используйте минимум личной информации учеников для создания учётной записи в онлайн-инструментах. Выбирайте те инструменты, которые позволяют защитить личную информацию учеников;
* создавая онлайн информационные материалы для вики или блогов, внимательно относитесь к деталям. Никогда не выкладывайте в Интернете электронные адреса учеников, их пароли, номера телефонов или другую идентифицирующую информацию;
* в настоящее время считается, что публикация имён учеников в Интернете сопряжена с низким риском, при условии, что они не предоставляют никакой другой идентифицирующей информации. Подумайте, возможно, вам стоит разрешить вашим ученикам использовать их реальные имена и первые буквы фамилий в классных блогах и на групповых сайтах;
* правила использования ИКТ не позволяют выкладывать в Интернет фотографии учеников, демонстрирующие их лица. Если правила, принятые в вашей школе, позволяют делать это, не подписывайте имена учеников на фотографиях, вместо этого просто опишите, что они делают, показывают и т. д. Вы также можете вырезать фотографии таким образом, чтобы они были сфокусированы на деятельности учеников, а не на их лицах;
* при работе с блогами, вики, сайтами получите разрешение у родителей на регистрацию детей.
При проведении занятий с использованием Интернета:
* во время проведения занятий ведите контроль за использованием компьютера и сети Интернет учащимися;
* принимайте меры по пресечению обращений к ресурсам, не имеющим отношения к образовательному процессу;
* при обнаружении ресурса, который содержит информацию, запрещённую для распространения в соответствии с законодательством, или иного потенциально опасного для учащихся контента, сообщите об этом лицу, ответственному за работу Интернета и ограничение доступа.
Предостерегите учеников от предоставления персональной информации о себе или своих одноклассниках в анкетах, опросах или электронных письмах. Порекомендуйте им обращаться к учителю, родителям или другим надёжным взрослым в ситуациях, когда они не знают, как правильно поступить. Обсудите с детьми вопросы цифрового гражданства: выбор онлайн-имени, неразглашение персональной информации, права интеллектуальной собственности.
Рекомендации для родителей
* Настройте компьютер: программы родительского контроля, антивирусные программы, детские поисковые системы, настройки браузера.
* Наблюдайте за тем, что делает ребёнок в Интернете (расположите компьютер в месте общей доступности; обсуждайте с ребёнком, какие ресурсы он посещал, что его обеспокоило).
* Знакомьтесь с Интернетом вместе с ребёнком.
* Составьте вместе с ним правила пользования Интернетом или заключите джентльменское соглашение (какие сайты можно посещать, сколько времени можно работать, безопасный почтовый ящик).
* Обсудите с ребёнком правила безопасного поведения в Интернете (не встречаться с людьми, с которыми познакомился в сети; не размещать личной информации; сообщать взрослым, если что-то напугало или встревожило; не делать ничего, что требует оплаты; не переходить по рекламным ссылкам; не сообщать пароли).
* Научите ребёнка ответственному поведению в Интернете. Помните золотое правило: то, что вы не сказали бы человеку в лицо, не стоит отправлять ему по SMS, электронной почте или размещать в комментариях.
* Оценивайте интернет-контент критически. То, что содержится в Интернете, — не всегда правда. Дети должны научиться отличать надёжные источники информации от ненадёжных и проверять информацию, которую они находят в Интернете. Также объясните детям, что копирование и вставка содержания с чужих веб-сайтов могут быть признаны плагиатом.
Сайты, посвященные вопросам безопасной работы в Интернете http://mir.pravo.by/library/edu/roditel/ten — Детский правовой сайт (раздел «Десять правил безопасности для детей в Интернете»). http://www.onlandia.by/html/etusivu.htm — Онляндия — безопасная веб-страна (Онляндия — интерактивный курс по интернет-безопасности, предлагаемый офисом Microsoft для детей, родителей и педагогов по безопасности в Интернете). http://nonviolence.iatp.by/parents/safety.htm — сайт государственного общественного объединения «Дети не для насилия» (раздел «Безопасность ребёнка в Интернете»). http://www.microsoft.com/rus/childsafety — сайт «Безопасность детей в Интернете». http://www.microsoft.com/rus/athome/security — сайт «Безопасность дома». http://detionline.ru/ — сайт некоммерческой акции «Ребёнок в сети», проводимой PandaSoftware (перечень основных интернет-угроз, с которыми могут столкнуться дети, подсказки и советы для учителей, родителей и детей). http://www.securelist.com/ru/safeonline/rules — энциклопедия безопасности от Касперского. http://www.friendlyrunet.ru — фонд «Содействие развитию сети Интернет "Дружественный рунет"» http://detionline.eom/assets/files/journal/9/pract9.pdf — рекомендации в стихах для детей.
Что порекомендовать детям? http://www.onlandia.by/html/etusivu.htm (см. выше). http://gogul.tv/ — федеральная программа безопасного детского Интернета «Гогуль». http://www.smeshariki.rU/gamemain.aspx# — что нужно знать о безопасности, чтобы не попасть в плохую историю (советы от смешарика Пина). http://www.nesquik-club.com/ru/popup_play_safe_online.aspx — «Играй в сетевые игры безопасно» — советы для самых маленьких от NesquikClub. https://sites.google.com/site/detamobinternete/home — Интернет-букварь.
Как донести актуальный материал?
Привлечь внимание участников образовательного процесса к проблеме безопасного использования сети Интернет можно на педсоветах («Безопасный Интернет» как одна из обсуждаемых тем); родительских собраниях; на отдельной страничке на сайте учреждения образования, блоге класса, творческой группы педагогов, родителей; путём проведения акций («Неделя безопасного использования Интернета»), подготовки стенных газет и информационных листков.