Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

Единый день информирования

Дата: 30 марта в 09:52, Обновлено 8 мая в 15:25

МАТЕРИАЛ для членов информационно-пропагандистских групп 

(апрель 2024 г.)

«СОП: помощь семье или наказание за неблагополучие?»

Каждый ребенок мечтает жить в семье, иметь маму и папу. Задача всех межведомственных структур – осуществить эту мечту. И в первую очередь начинать следует с того, чтобы помочь ребенку остаться жить в его родной семье, даже если родители стали на неверный путь.

С этой целью принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019г. №22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении» (далее – постановление №22), которым определен порядок выявления детей, находящихся в неблагоприятной обстановке, признания их находящимися в социально опасном положении, реализации комплекса мер с целью нормализации ситуации в семье.

В выявлении неблагоприятной для детей обстановки участвует ряд государственных органов и организаций:

местные исполнительные и распорядительные органы;

комиссии по делам несовершеннолетних;

отделы и учреждения образования;

организации здравоохранения;

органы по труду, занятости и социальной защите;

территориальные центры социального обслуживания населения;

органы внутренних дел;

органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям;

структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

организации, осуществляющие учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением;

государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях;

органы государственного энергетического и газового надзора, энергоснабжающие, газоснабжающие организации;

иные организации.

Вышеперечисленные государственные органы в рамках своей компетенции уполномочены участвовать на всех стадиях работы с детьми, находящимися в социально опасном положении.

Постановлением №22 предусмотрено 3 критерия социально опасного положения.

Первый критерий: родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка. Это:

оставление ребенка без пищи;

проживание детей в жилых помещениях, которые не соответствуют требованиям пожарной безопасности, и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара;

систематическое невыполнение рекомендаций медицинских работников по диагностике, лечению и медицинской реабилитации ребенка, что угрожает его жизни и здоровью;

препятствие получению ребенком обязательного общего среднего образования (в любой форме его получения);

отсутствие у ребенка регистрации по месту жительства (пребывания);

родители не контролируют поведение и местонахождение ребенка, в связи с чем ребенок самовольно уходит из дома, бродяжничает, совершил попытку суицида, получил тяжкие телесные повреждения;

оба родителя или единственный родитель на протяжении более трех месяцев не работают или не осуществляют иную деятельность, не запрещенную законодательством, и (или) допускают ненадлежащее расходование пенсий, государственных пособий семьям, воспитывающим детей, единовременных выплат, назначенных на ребенка (детей), материальной помощи, государственной адресной социальной помощи.

         Второй критерий: родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления.

Третий критерий: родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним, в связи с чем имеет место опасность для жизни и здоровья ребенка. Это:

привлечение родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 10.1, 17.1, 18.15, 19.1, частями 2–5 статьи 19.3, статьями 19.4, 19.5, 19.8, 19.10–19.12, 25.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;

потребление родителями, иными лицами, участвующими в воспитании и содержании детей, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков;

жестокое обращение родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, с ребенком, физическое, сексуальное и (или) психологическое насилие по отношению к нему;

совершение родителями, иными лицами, участвующими в воспитании и содержании ребенка (детей), административного правонарушения и (или) преступления в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов;

уклонение родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании ребенка (детей), от диспансерного наблюдения, осуществляемого в связи с наличием хронического или затяжного психического расстройства (заболевания) с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями либо наличием синдрома зависимости от алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов.

Вся информация об опасном для ребенка положении передается в отдел образования, оттуда она поступает в школу, детский сад или социально-педагогический центр, в котором воспитывается или учится несовершеннолетний. В течение дня собирается комиссия, для каждого случая она своя. В ее состав могут входить представители вышеперечисленных структур. Комиссия в течение 15 рабочих дней проводит социальное расследование, задача которого – собрать как можно больше информации о ребенке и его окружении. 

Для этого досконально изучают семью: делают необходимые запросы, опрашивают соседей, близких родственников, изучают особенности семейного воспитания, детско-родительские отношения. Сбор характеризующей информации осуществляется не только в отношении родителей, даже если они находятся в разводе, но и отношении иных лиц, участвующих в воспитании детей. Как правило, это совершеннолетние граждане, которые проживают совместно с детьми. Это могут быть бабушки, дедушки, иные родственники, сожители. 

Каждый из трех критериев социально опасного положения должен быть подтвержден документально. Например, родителей привлекли к административной ответственности – есть соответствующий документ, ребенок совершил правонарушение – составлен протокол.

Справочно: Есть и некоторые исключения. Допустим, родители в разводе. Папа проживает отдельно, злоупотребляет алкоголем, устраивает скандалы, занимается рукоприкладством, а мама проверяет домашние задания, водит ребенка на секции. В таком случае безответственным родителем будут заниматься сотрудники ОВД, ребенка на учет не поставят.

Ситуации бывают разными и в каждой разбираются индивидуально.

С целью разграничения социально опасного положения и трудной жизненной ситуации каждое ведомство дает оценку ситуации в семье в пределах своей компетенции (например, ОВД – привлечение к ответственности как детей, так и родителей, УЗ – выполнение рекомендаций по лечению ребенка, РОЧС – соответствие жилого помещения требованиям пожарной безопасности и так далее).

Все материалы проверки рассматривает совет учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с привлечением представителей иных субъектов профилактики: здравоохранения, отделов внутренних дел, центров социального обслуживания населения и других.  При наличии критериев социально опасного положения материалы отправляются в районный координационный совет для принятия решения.

В случае выявления трудной жизненной ситуации родители направляются за оказанием социальных услуг.

Если родители, иные лица, участвующие в воспитании детей, выполнят все рекомендации совета профилактики еще до заседания коллегиального органа: найдут работу, пройдут курс реабилитации от алкогольной зависимости, погасят задолженности – вероятность того, что семью признают находящейся в социально опасном положении, сводится к минимуму. В случае, когда отец и мать открыто игнорируют замечания комиссии – их поставят на учет. Раз в квартал координационный совет будет детально изучать положение дел в семье и следить, есть ли изменения. 

В случае несогласия с принятым решением родители могут в течение 10 дней обжаловать его в городские, районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах по месту принятия решения, а затем в суд.

Целью признания детей находящимися в социально опасном положении является защита их прав и интересов, а также совместная деятельность по нормализации ситуации в семье. Для этого районными координационными советами разрабатываются мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки, которые обязательны для исполнения как родителями, так и государственными органами, государственными и иными организациями.

Так, по состоянию на 1 января 2024 года находящимися в социально опасном положении признано 2 744 ребенка из 1 197 семей. Со всеми семьями проводилась работа в соответствии с выявленными критериями и показателями социально опасного положения.

За 2023 год семьям оказана следующая помощь:

произведен ремонт отопления, электросетей, установлены автономные пожарные извещали и др. (104 семьи);

улучшены жилищные условия (110 семей);

 родители обучены навыкам ухода за новорожденными детьми и детьми раннего возраста, детьми-инвалидами (133 семьи);

родители обучены навыкам рационального расходования семейного бюджета (322 семьи);

оказано содействие в трудоустройстве, занятости, в том числе по направлению на обучение (566 семей);

оказано содействие в прохождении курса лечения от алкогольной зависимости (405 семей);

организована диспансеризация детей в необходимом объеме (176 семей, 409 детей);

оказано содействие в зачислении детей в учреждения дошкольного образования (69 семей, 87 детей);

организована занятость детей в свободное от учебы время (897 семей, 1986 детей).

В Гомельской области 25 территориальных центров социального обслуживания населения (далее – ТЦСОН) обеспечивают нуждающихся нетрудоспособных граждан, включая жителей села, своевременными доступными и качественными социальными услугами, с учетом их индивидуальных потребностей. При этом оказание помощи различным категориям граждан организовано как по заявительному, так и по выявительному принципу.

В целях более полного охвата социальным обслуживанием всех нуждающихся нетрудоспособных граждан, проживающих в сельской местности, действует 248 социальных пунктов и 7 филиалов, работают  бригады социального обслуживания на мобильной основе.

С целью оказания поддержки семьям, воспитывающим детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, в том числе семьям, где дети находятся в социально опасном положении (далее – СОП), оказываются следующие социальные услуги: временного приюта, консультационно-информационные, социально-психологические, услуга социального патроната, услуги няни.

Справочно: В 2023 году оказаны: консультационно-информационные услуги 1218 гражданам, социально-психологические услуги 641 гражданину, услуга социального патроната 28 семьям с детьми, услуги няни 329 семьям с детьми.

С целью оказания услуг временного приюта гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в области функционирует сеть «кризисных» комнат.

Справочно: В 2023 году заселено 40 граждан различных категорий (из них 3 семьи с 9 несовершеннолетними детьми).

В соответствии с нормами действующего законодательства семьям, находящимся в СОП, предоставляются различные виды материальной поддержки: государственная адресная социальная помощь (далее – ГАСП), материальная помощь, гуманитарная помощь.

Так, в денежной наличной форме ГАСП может предоставляться в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий, в случае если среднедушевой доход гражданина (семьи), рассчитанный за 12 месяцев, предшествующих обращению (далее – расчетный период), не превышает установленный критерий нуждаемости (на 1 апреля 2024 года: для ежемесячного социального пособия: для семей – 406,74 рубля, для многодетных семей – 467,75 рублей; для единовременного социального пособия  – 610,11 рублей).

Дети в возрасте до двух лет обеспечиваются бесплатно продуктами питания отечественного производства для детей раннего возраста. Среднедушевой доход семьи не должен превышать 406,74 рубля. Право на помощь имеют семьи, где отец либо лицо, с которым мать не состоит в зарегистрированном браке, но совместно проживает и ведет общее хозяйство, является занятым менее 6 месяцев, предшествующих обращению. Для семей, в которых воспитываются двойня или более детей  детское питание предоставляется без учета доходов.

При расчете среднедушевого дохода семьи ее состав определяется на дату подачи заявления. В состав семьи включаются лица, совместно проживающие и ведущие общее хозяйство, имевшие в течение расчетного периода доходы, а также несовершеннолетние дети по месту их фактического проживания.

Ежемесячное социальное пособие предоставляется на период от одного до шести месяцев, единовременное социальное пособие –  один раз в течение календарного года, детское питание – на 6 месяцев достижения ребенком возраста двух лет.

Обязательным условием для предоставления ежемесячного социального пособия является занятость трудоспособного гражданина (члена семьи) (работа, осуществление предпринимательской деятельности и др.) или регистрация в качестве безработного не менее 6 месяцев в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за ежемесячным социальным пособием.

Право на единовременное социальное пособие имеют граждане и семьи, по объективным причинам находящиеся в трудной жизненной ситуации, которая подтверждается документально и (или) актом обследования материально-бытового положения, составленного специально созданной комиссией.

При учете доходов семьи (гражданина) принимаются во внимание доходы, полученные (начисленные) как в денежной, так и в натуральной форме, а также размер стоимости (денежный эквивалент) полученных льгот.

Решение о предоставлении (отказе в предоставлении) ГАСП, периоде предоставления ежемесячного социального пособия, размере единовременного социального пособия принимается районной  комиссией, исходя из конкретных обстоятельств, требующих материальной поддержки.

Обращаться за предоставлением ГАСП необходимо в органы по труду, занятости и социальной защите (территориальные центры социального обслуживания населения) в соответствии с регистрацией по месту жительства (месту пребывания).

Справочно: В 2023 году ежемесячное социальное пособие получили 3489 семей, воспитывающих детей, единовременное пособие – 1137 семей, возмещены затраты на приобретение подгузников на 507 детей-инвалидов, обеспечены продуктами питания 2248 детей до 2-х лет.

Региональным комплексом мероприятий по реализации Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2022-2025 годы (далее – региональный комплекс) ежегодно предусмотрено выделение средств местных бюджетов на выполнение работ по обеспечению противопожарной безопасности домовладений семей, воспитывающих несовершеннолетних детей (установка и техническое обслуживание автономных пожарных извещателей (далее -  АПИ), приведение печного отопления и электропроводки в соответствие с требованиями технических нормативных правовых актов и т.д.)

Справочно: В 2023 году установлено 4662 АПИ,  110 АПИ с выводом на сигнально-звуковое устройство, выполнен ремонт 35 электропроводок, 3 печей.

За 1 квартал текущего года в рамках работы смотровых комиссий и профилактических рейдов на предмет пожарной безопасности обследовано 1146 домовладений, что составляет 99,7 % от общего количества. В каждом домовладении со всеми членами семей проведена профилактическая интерактивная беседа по безопасности жизнедеятельности. По результатам обследований заинтересованным субъектам профилактики направлена информация о неудовлетворительном содержании детей.

Кроме того, с вышеуказанными семьями проведено 39 профилактических мероприятий в кабинетах основ безопасности жизнедеятельности (задействовано 330 детей и 247 взрослых); 27 мероприятий в детских имиджевых комнатах (задействовано 325 детей и 175 взрослых); 9 мероприятий на базе инновационно-образовательного центра безопасности жизнедеятельности Гомельской области (задействовано 65 детей и 9 взрослых).

Для укрепления семейных отношений, повышения результативности профилактических мероприятий в сфере семейно-бытовых отношений и семейного неблагополучия, на базе ТЦСОН работают кружки (клубы) по интересам, организована работа по программам «Родительский университет», «Семья». Проводятся различные благотворительные акции, мероприятия к праздничным датам (Новый год, День знаний, День матери, День семьи и др.) с вручением подарков и призов, в том числе для семей с детьми.

Службами занятости органов по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов (далее – органы по труду, занятости и социальной защите) неработающим родителям оказывается помощь в поиске работы.

Гражданин, находящийся в поиске работы, при обращении в службу занятости может получить содействие в трудоустройстве независимо от того, будет ли он зарегистрирован в качестве безработного. Обратившимся будут предложены варианты трудоустройства, подобранные в общереспубликанском банке вакансий, который формируется на основании предоставляемых нанимателями сведений.

Гражданам, зарегистрированным в качестве безработных, предлагается более широкий спектр услуг. Так, государство гарантирует безработным: бесплатное обучение по востребованным на рынке труда профессиям; содействие в организации собственного дела, в приобретении опыта практической работы; в переселении в связи с переездом на новое место жительства и работы с выплатой денежных средств; предоставление социальных выплат, предусмотренных для безработных; бесплатный медосмотр при приеме на работу и направлении на обучение; возможность участия в оплачиваемых общественных работах. Содействие в трудоустройстве службой занятости оказывается гражданам с учетом имеющихся у них образования, опыта работы и состояния здоровья.

Ознакомиться с информацией об услугах службы занятости и порядке их предоставления можно на информационном портале государственной службы занятости.

Всего за 2023 год в области 2 899 детей или 82% сняты с учета в связи с устранением критериев и показателей социально опасного положения.

С целью защиты прав и законных интересов несовершеннолетних комиссиями по делам несовершеннолетних на основании поступивших ходатайств за 3 мес. т.г. признано нуждающимися в государственной защите 130 несовершеннолетних (3 мес. 2023 г. – 99). В рамках действия Декрета Президента Республики Беларусь №18 проведена соответствующая работа по устранению причин семейного неблагополучия и возврату детей в биологические семьи.

         Ежегодно в области до 20 обязанных лиц восстанавливаются в родительских правах.

         За последние 4 года значительно сократилось количество детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. На 01.01.2024г. в области детей данной категории насчитывалось 2666.

Комиссией по делам несовершеннолетних Гомельского облисполкома инициировано проведение с 1 апреля по 1 июня 2024 года в области межведомственной профилактической акции «Счастливая семья – счастливое детство!». В рамках этой акции будут реализованы мероприятия, направленные на своевременное выявление семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактику и преодоление кризисных ситуаций в семье, оказание помощи в создании условий для успешной адаптации и социализации детей, содействие укреплению семьи, профилактику насилия, жестокого обращения, нарушения прав и законных интересов детей, формирование у родителей чувства ответственности за воспитание детей.

         В ходе проводимой акции будут посещены семьи по месту жительства, оказано содействие в трудоустройстве родителей, прохождении ими стационарного лечения от алкогольной зависимости, в получении различных видов государственной помощи, а также социальной, правовой, гуманитарной.

        

Комиссия по делам несовершеннолетних Гомельского облисполкома

Главное управление по здравоохранению Гомельского облисполкома

Главное управление образования Гомельского облисполкома

Управление внутренних дел Гомельского облисполкома

Учреждение «Гомельское областное управление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь»

Комитет идеологической работы и по делам молодёжи Гомельского облисполкома

(март 2024 г.)

ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ИЛИ ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних представляют собой одну из наиболее опасных форм антисоциального поведения и всегда вызывают широкий общественный резонанс.

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, никогда не теряет актуальности.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое и др.

Очень часто данные виды насилия могут носить комплексный характер!

Физическое насилие имеет менее скрытый характер, выявление его не составляет особого труда.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным (внешне не проявляющимся), так как сложно доказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

Экономическое насилие – попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и права распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних детей и т.д.

Отсутствие заботы – это пренебрежение основными потребностями человека (в еде, одежде, медпомощи, присмотре и др.).

Современный вид насилия - насилие в цифровой среде. Дети все чаще подвергаются насилию в сети Интернет. Они рискуют вступить в контакт с незаконным или вредным контентом, в том числе с порнографией, а также контентом, который призывает к злоупотреблению наркотическими веществами, самоубийству и иным формам нанесения себе ущерба. Интернет используется и мошенниками, которые вступают в контакт с детьми под фальшивым именем с целью сексуальных домогательств. Кроме того, дети сами могут стать правонарушителями и нанести ущерб другим, в частности, подвергая издевательствам других детей в социальных сетях.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Примечание: «груминг» – это установление взрослыми дружеских отношений с несовершеннолетними через Интернет для вступления с ними в интимную связь, запугивания и шантажа. Для груминга онлайн злоумышленники используют социальные сети, электронную почту, текстовые сообщения, чаты в онлайн-играх, а также другие веб-сайты для общения между пользователями.

Сексуальное насилие является высоколатентным (скрытым) явлением, так как по различным причинам сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Такими причинами могут являться:

- чувство вины и собственное соучастие;

- отсутствие практики обращения за помощью либо наличие опыта отказа в поддержке и понимании;

- психологическая зависимость от насильника;

- подавленное эмоциональное состояние;

- недоверие ко взрослым, ожидание новых неприятностей с их стороны;

- страх перед правоохранительными органами;

- чувство стыда, опасение того, что окружающие станут хуже относиться;

- привязанность к насильнику;

- угрозы со стороны насильника в отношении раскрытия информации;

- опасение огорчить родителя, быть отвергнутым.

Насильственные действия могут совершаться кем-то из круга доверия ребенка или даже незнакомым человеком, который намеренно связывается с ребенком с целью установления дружеских, любовных и доверительных отношений. Для поддержания связи и сохранения тайны насилия, взрослый человек будет использовать тактику манипулирования, чтобы заставить ребенка чувствовать стыд или вину за то, что он увидел, обсуждал или пережил в «онлайне».

Обычно жертвами насильственных сексуальных преступлений являются дети моложе 12 лет, наиболее часто в возрасте 5-7 лет. Ребенок еще не понимает происходящего, его легче запугать, склонить к тому, чтобы он никому не говорил о том, что произошло. Также совершивший насилие взрослый надеется, что в этом возрасте ребенок еще не сможет словами описать произошедшее. Поскольку фантазии ребенка зачастую смешаны с реальностью, то, вероятно, его рассказу не поверят, даже если он что-то об этом и расскажет.

Последствия перенесенного насилия для каждого ребенка, безусловно, будут определяться его индивидуальными особенностями. Вместе с тем, следует отметить некоторые общие тенденции. Помимо тревоги, ночных кошмаров, страхов, избегающего поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста это:

- задержка развития;

- чрезмерный контроль за окружением;

- агрессия;

- неадекватное сексуальное поведение.

Самая тяжелая по своим последствиям форма сексуального насилия – инцест, когда сексуальное насилие по отношению к ребенку совершается близким родственником. В результате длительного насилия в этом случае альтруистические черты личности (терпимость к людям, сочувствие, эмпатия) извращаются либо угнетаются (что приводит к агрессивности в поведении), либо чрезмерно усиливаются (вызывая подчиненность и желание беззаветного служения одному делу или одному человеку).

В большинстве случаев ребенок пытается сообщить матери о совершающемся насилии. Однако, в ответ на жалобы дочери или сына в некоторых семьях мать проявляет или циничное равнодушие, или раздраженное недоверие и гнев. При попытке ребенка найти у матери поддержку она в одних случаях демонстрирует излишнюю осторожность в поведении, в других – подвергает ребенка физическому наказанию «за ложь».

Примечание: матери, владеющие информацией о таких фактах, но утаивающие их, должны осознать степень ответственности за такую позицию не только перед совестью и собственным ребенком, но и перед законом. Так, в таких случаях в силу вступает Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» с последующим лишением родительских прав, а также статья 406 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Недонесение о преступлении» (санкция предусматривает наказание до 2 лет лишения свободы).

Практически во всех случаях имеет место преднамеренная недооценка ситуации, за которой стоит страх перед посягающей стороной или нежелание лишиться финансового или другого материального источника при раскрытии действительной картины сексуального насилия над ребенком в семье. 

Маркеры сексуального насилия:

- не соответствующие возрасту знания в области сексуальных отношений;

- синяки, зуд, кровь в области половых органов;

- трудности при ходьбе и сидении;

- мастурбация;

- внезапные изменения в поведении ребенка;

- появление соблазняющей манеры поведения;

- отсутствие аппетита или переедание;

- расстройство сна, ночные кошмары;

- ненависть к своему телу;

- излишняя уступчивость по отношению к взрослым;

- глубокая депрессия с частыми суицидальными попытками или мыслями;

- нежелание идти домой, побеги из дома;

- склонность к правонарушениям, прогулы в школе;

- злоупотребление наркотиками и алкоголем;

- беспорядочные половые связи;

- венерические заболевания;

- беременность и др.

За последние 7 лет количество преступлений рассматриваемой категории, число подозреваемых и потерпевших увеличилось в 2,5 и 2 раза соответственно.

 

С целью координации всех субъектов профилактики по выявлению и профилактике преступлений против половой неприкосновенности и  половой свободы несовершеннолетних заместителем Премьер-министра Республики Беларусь                  Петришенко И.В. 10.03.2023 утвержден план организационно-аналитических и практических мероприятий по защите несовершеннолетних от сексуального насилия и эксплуатации на         2023-2024 годы. Во исполнение пунктов плана сотрудниками органов внутренних дел области и субъектами профилактики на системной основе проводился комплекс оперативно-розыскных и профилактических мероприятий. 

Как результат в январе – декабре 2023 года задокументировано 232 (+5) преступления, предусмотренных статьями 166-170 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК), 80 (+13) из которых относятся к категории тяжких и особо тяжких (статьи 166, 167 УК, часть 2 статьи 168 УК).

Установлено 115 (+18) лиц, причастных к преступлениям против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних. От преступных посягательств пострадало 159 (-9) несовершеннолетних, из них 18 мужского пола, 20 воспитывались в семьях признанных находящимися в социально-опасном положении (далее – СОП), 66 – в неполных семьях, 2 – находилось в приемной семье.

Также выявлено 36 (-11) преступлений, связанных с оборотом детской порнографии. Установлен 21 несовершеннолетний, который был использован для изготовления детской порнографии, из них 5 малолетних в возрасте от 4 до 13 лет.

Весь массив преступлений рассматриваемой категории условно можно разделить на 3 блока:

– «груминговые»;

– половые сношения и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста;

– насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних.

Необходимо отметить, что 63 преступления в отношении 57 потерпевших совершены в глобальной сети Интернет (в социальной сети «Вконтакте» - 56, посредством мессенджера «Telegram» - 7) (статьи 169, 170 УК), по месту жительства – 114, в общественном месте – 31 (статьи 168, части 2,3 статей 166, 167 УК). Анализ причин и условий, способствовавших совершению «груминговых» преступлений показывает, что подростки не спешат предавать огласке свое поведение в сети Интернет, поскольку уверены, что в качестве наказания могут быть ограничены в пользовании гаджетами или вовсе лишиться доступа к сети.

Возраст пострадавших составил от 13 до 15 лет, воспитывались в благополучных, полных семьях, находящимися в СОП несовершеннолетние не признавались. С момента совершения преступления и до установления сотрудниками ОВД их личности ни один потерпевший не рассказывал родителям о совершенных в отношении него действиях. Более того, в учреждениях образования, где обучались потерпевшие, в 2023 году не единожды проводились выступления на тему профилактики преступлений рассматриваемой категории, однако к сотрудникам ОВД никто из пострадавших так и не обратился.

По статье 168 УК в отчетном периоде на территории области возбужденно 77 (+21) уголовных дел. Потерпевшими признаны 62 несовершеннолетних в возрасте от 12 до 15 лет. При этом необходимо отметить минимальную разницу в возрасте между потерпевшими и подозреваемыми, которая в среднем составляет 3-5 лет и только в двух случаях подозреваемыми признаны лица в возрасте старше 50 лет.

Из 62 потерпевших 33 состояли в отношениях с подозреваемыми и не были заинтересованы в обнародовании информации о том, что они живут половой жизнью до достижения 16 летнего возраста.

Переходя к категории тяжких и особо тяжких преступлений     (статьи 166, 167 УК), выразившихся в совершении насильственных действий сексуального характера в отношении несовершеннолетних, установлено 40 лиц их совершивших, 20 состояли в родственных связях либо совместно проживали (отец, отчим, брат, сожитель), 20 – знакомые (сосед, друг семьи и т.д.). Возраст потерпевших составляет от 6 до 17 лет.

Необходимо отметить, что 28 из 40 подозреваемых как на этапе доследственной проверки, так и в ходе следствия категорически отрицали свою причастность к инкриминируемым деяниям, и их причастность доказывается в основном заключениями комплексных психофизиологических экспертиз, проведенными оперативно-розыскными мероприятиями.

В отчётном периоде из общего количества установленных потерпевших 12 лиц мужского пола в настоящее время являются совершеннолетними, 26 несовершеннолетних мужского пола достигли возраста уголовной ответственности за ряд преступлений указанной категории. Необходимо отметить, что лица, подвергавшиеся сексуальному насилию, в последствии сами совершали аналогичные преступления. На территории Гомельской области установлен один такой факт.

Потерпевшими от сексуального насилия признаны 42 несовершеннолетних в возрасте от 6 до 17 лет, трое из которых на момент совершения преступления были признаны находящимися в СОП, еще двое находились в приёмных семьях.

Указанные преступления являются наиболее латентными, поскольку происходят в основном внутри семьи. При таких обстоятельствах жертва зачастую не имеет возможности сообщить о совершаемых в отношении неё действиях, т.к. в силу своего возраста не понимает их суть и не осознаёт общественное значение. В то же время преступник имеет рычаги давления на жертву (родительский авторитет, психологическое давление, подавление воли и т.д.). Данный факт обусловлен замкнутостью жертвы педофила после получения психологической травмы от совершенных в отношении нее насильственных действий. Как правило, триггером к выявлению преступлений служат доверительные беседы родителей с детьми о половом созревании, визуальный контакт жертвы с педофилом, а также сообщение в правоохранительные органы третьих лиц, которым становится известно о преступлении (медицинские работники, работники учреждений образования).

Анализ источников информации о выявленных преступлениях показал, что 34 преступления задокументировано сотрудниками ОВД в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности, 129 – путем оперативного сопровождения по возбужденным уголовным делам,               38 – носили заявительный принцип, 27 – информация от субъектов профилактики, 5 – иные службы ОВД (ГУСБ, МОБ, ИК).

Наибольшее количество преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних и связанных с оборотом детской порнографии выявлено сотрудниками подразделений по наркоконтролю и противодействию торговле людьми (далее – НиПТЛ) КМ Центрального (64), Добрушского (20) и Жлобинского (16) РОВД.

Что делать, если ребенок стал жертвой сексуального насилия?

1. Выслушайте ребенка, попытайтесь не транслировать свою тревогу. Если он вам рассказал – это признак доверия.

2. Прояснив все обстоятельства, обязательно обратитесь за помощью в правоохранительные органы, сообщите о случившемся.

3. Не давайте напрасных обещаний типа «Обязательно найду и накажу» или «С тобой больше такого не случится».

4. Не советуйте ребенку все забыть и не вспоминать, это бессмысленно.

5. Дайте ребенку установку – что бы с ним не случилось, вы все равно его любите.

6. Дайте ему понять, что он не виноват, так сложились обстоятельства и назад ничего не вернешь (зачастую дети склонны всю вину брать на себя: «Если бы я не пошла в этот день на репетицию, этого бы не случилось»).

7. Обязательно обратитесь за помощью к квалифицированному специалисту, который правильно выстроит стратегию реабилитации ребенка в зависимости от возраста, ситуации и тяжести психотравмы.

8. Позвоните на «горячую линию», чтобы узнать, как поговорить с ребенком на эту тему.

Избежать насилия можно!

Расскажите детям об их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами.

ВАЖНО научить ребенка отличать уважение ко взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.

Родители ВСЕГДА должны знать, куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.

Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (остановке автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза надо перейти на<sup> </sup>противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения итребовательность к себе, в противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

Научите детей «Правилам пяти нельзя»:

  1. Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом;
  2. Нельзя заходить с незнакомыми людьми в подъезд, лифт, лес и другие нелюдимые места;
  3. Нельзя садиться в чужую машину;
  4. Нельзя принимать от незнакомых людей подарки (конфеты, мороженое, игрушки и др.) и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо;
  5. Нельзя задерживаться   на улице одному, особенно с наступлением темноты.

В 2023 году в комиссии по делам несовершеннолетних райисполкомов, администраций районов г.Гомеля поступило в отношении 147 несовершеннолетних (125 девочек и 22 мальчика) 155 информированных согласий, из них: 77 - из государственных органов, входящих в систему Следственного комитета Республики Беларусь, 69 – органов внутренних дел, 7 – учреждений здравоохранения, 2 – учреждений образования. За 2 мес. текущего года – 29 информированных согласий.

От оказания помощи и передачи информации поступило 113 сообщений.

В отношении несовершеннолетних, пострадавших от сексуального насилия, их законных представителей, проведено 20 социальных расследований. По итогам проведённых социальных расследований 11 несовершеннолетних указанной категории признаны находящимися в социально опасном положении, 3 – нуждающимися в государственной защите. Проведено 22 заседания комиссий по делам несовершеннолетних, по итогам которых вынесено 18 постановлений.

Несовершеннолетними и их законными представителями было заявлено на получение следующих видов помощи: обеспечение защиты – 5, медицинская помощь – 5, предоставление временного места пребывания, в т.ч. спального места и питания – 1, психологическая помощь – 28, психологическая помощь семье несовершеннолетнего – 13, правовая и социальная помощь – 6, иная помощь – 3.

Так, по инициативе управления внутренних дел (далее – УВД)  Гомельского облисполкома обеспечена разработка Комплексного плана организационно-аналитических, практических и иных мероприятий по защите несовершеннолетних от сексуального насилия и эксплуатации в Гомельской области на 2023-2024 годы (далее – Комплексный план), которым установлен перечень мероприятий, обязательных к исполнению субъектами профилактики, определены сроки их реализации.

В мае и ноябре 2023 года сотрудниками УНиПТЛ КМ УВД организованы и проведены комплексные профилактические мероприятия «О дополнительных мерах по противодействию преступлениям против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних, обороту детской порнографии», предусмотренные распоряжениями МВД.

В истекшем году сотрудниками ОВД Гомельской области в рамках проводимых профилактических мероприятий проведено 2987 тренингов по тактике выявления признаков сексуального насилия над детьми. Организовано 1320 выступлений, лекций и бесед с учащимися. Инициировано и проведено 276 совещаний, конференций, семинаров-практикумов, круглых столов с целью выработки дополнительных мер по противодействию преступлениям против половой свободы или половой неприкосновенности несовершеннолетних, их профилактики.

Значительное внимание уделено наружной социальной рекламе.              По инициативе УНиПТЛ КМ УВД в марте 2024г. во взаимодействии с Белорусским обществом Красного Креста разработан макет билборда, призывающий обратить внимание общественности на профилактику детского насилия.

IMG-20230630-WA0006.jpg

Проводимая сотрудниками ОВД во взаимодействии с иными субъектами профилактики работа в ряде случаев способствовала выявлению ряда тяжких преступлений.

Справочно: в 2023 году руководством ОВД 3 раза поощрялись работники учреждений образования, которые в ходе индивидуальных бесед с детьми выявляли факты сексуального насилия.

Во исполнение Национального механизма оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия                         и эксплуатации, главным управлением образования облисполкома совместно с иными заинтересованными субъектами профилактики разработаны и актуализированы карты региональной помощи формы А, предназначенные для родителей (законных представителей) и несовершеннолетних, и формы В – для специалистов государственных органов, осуществляющих профилактику насилия. Карты региональной помощи размещены на интернет-ресурсах различных государственных органов.

В Гомельской области созданы и функционируют службы «Экстренной психологической помощи».

Помощь оказывается высококвалифицированными специалистами в области психологии и психотерапии бесплатно и анонимно.

Номера телефонов службы экстренной психологической помощи:

  1. Учреждение «Гомельская областная клиническая психиатрическая больница» (8-0232-31-51-61, круглосуточно);
  2. УЗ «Мозырский психоневрологический диспансер»             (8-0236-25-17-92, понедельник, вторник, четверг, пятница -             08.00-14.00;среда -13.00-19.00);
  3. УЗ «Ветковская центральная районная больница»                 (8-02330-4-24-85, вторник-пятница с 8.00 до 16.30, пн с 10.30 до 19.00);
  4. УЗ «Рогачевская центральная районная больница»               (8-0233-92-09-39; 8-029-603-07-05, будние дни с 10.00 до 16.00);
  5. УЗ «Брагинская центральная районная больница»                  (8 02344 3-16-29, будние дни с 14.00 до 16.00);
  6. УЗ «Петриковская центральная районная больница»            (8-02350-2-82-05, 2-82-34, будние дни с 8.00 до 16.00);
  7. УЗ «Речицкая центральная районная больница»                    (8-02340-4-58-50, будние дни с 8.00 до 15.30);
  8. УЗ «Ельская центральная районная больница»                               (8-02354-4-49-51, вторник, среда, четверг с 11.00 до 13.00);
  9. УЗ «Хойникская центральная районная больница» (+375 (29) 322-97-51, вторник-пятница с 8.00-12.00, с 14.00-16.00);
  10. УЗ «Гомельская областная детская клиническая больница медицинской реабилитации» (8-0232-92-47-28, будние дни с 8.00 до 16.00).

Комиссия по делам несовершеннолетних Гомельского облисполкома

Главное управление по здравоохранению Гомельского облисполкома

Главное управление образования Гомельского облисполкома

Управление внутренних дел Гомельского облисполкома

Комитет идеологической работы и по делам молодёжи Гомельского облисполкома

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.