Новеллы в школьной медиации: круги сообщества
Вадим Кожевников, юрист, национальный эксперт, медиатор учебно-практического учреждения «Центр «Медиация и право» при ОО «Белорусский Республиканский союз юристов, 220029 г. Минск, ул. А. Пашкевич, 9-5Н.
Рустем Максудов, Президент Межрегионального общественного Центра «Судебно-правовая реформа», Председатель Всероссийской ассоциации восстановительной медиации, Москва.
Виктор Каменков – директор учебно-практического учреждения «Центр «Медиация и право» при ОО «Белорусский республиканский союз юристов», заведующий кафедрой финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности Белорусского государственного университета, медиатор, доктор юридических наук, профессор, 220030 г. Минск, проспект Независимости, д. 4.
В настоящей статье впервые в Республики Беларусь (во всяком случае, в правовом и педагогическом аспектах) анализируются возможности использования такого понятия, как «круги сообщества» для альтернативного регулирования конфликтов в школьной жизни. Раскрывается смысл данного понятия, его исторические предпосылки, опыт применения в иных государствах. Поэтому статья будет интересной для широкого круга читателей из числа юристов, педагогов, конфликтологов и всех иных лиц, кто интересуется вопросами ненасильственного разрешения конфликтов.
В нашей стране уже несколько лет активно и успешно развивается медиация как альтернативный способ урегулирования различных по своему субъектному составу, характеру и отраслевой принадлежности конфликтов. Коснулась медиация и образовательной сферы. В некоторых учебных заведениях уже организовываются и действуют школьные службы примирения.
Как показывает исторический опыт и практика иных государств, нужно быть готовым к тому, что методы и приемы школьной восстановительной медиации будут постоянно совершенствоваться. Причем альтернативные формы регулирования конфликтных ситуаций не будут ограничиваться лишь одной классической медиацией (переговорами между обидчиком и пострадавшим). Медиаторы извне или школьная служба примирения могут привлекать все или часть школьного сообщества для урегулирования конфликтов, используя и иные приемы восстановительной медиации, такие, как «Круги сообществ». [1].
Смысл этого понятия для школы заключается в следующем. В конфликт может быть вовлечено большое количество людей. Например, группа учеников или целый школьный класс, группа учеников и группа учителей, группа учителей и группа родителей и т.п. (варианты могут быть разнообразные). В этом случае работать по привычной или классической схеме медиации, когда число спорящих сторон не превышает числа от 2 до 4, становится проблематично. Помочь урегулированию конфликтов с участием большого числа участников и призваны «Круги сообществ». Круги сообществ незаменимы при разрешении таких проблемных вопросов, как школьный буллинг, проблема «изгоев», иных ситуаций группового конфликта. Как и в восстановительной медиации, цель Кругов сообществ заключается, главным образом, в восстановлении коммуникаций и потерянных связей, реабилитации постконфликтного состояния.
Круги сообществ («Peacemaking Circles», «Sentencing Circles») – данный термин только на первый взгляд является новым для наших медиаторов, юристов, педагогов и учащихся. Однако этот способ регулирования конфликтов, когда члены определенного сообщества сами, в своем кругу обсуждают и разрешают спорные или просто насущные вопросы сообщества – насчитывает не одно столетие. Принято считать, что круги сообществ основаны на традициях североамериканских индейцев. Однако, на наш взгляд, индейский обряд завершения войны, когда враждующие вожди и представители племён садились рядом и пускали по кругу «трубку мира» – лишь наиболее яркий, хрестоматийный, раскрученный кинематографом и литературой образ Кругов сообществ. Круги сообществ есть у многих народов: это и цыганские суды (романо сэндо или крисы) [2], и войсковые советы – казачьи круги [3], и сходы, основанные на общинных традициях стран Латинской Америки (Бразилия, Колумбия, Перу), Австралии, Европы [4]. Есть элементы Кругов сообществ и в примирительных практиках маслиата (третейский или посреднический способ урегулирования конфликтов) у некоторых народов Северного Кавказа [5].
Община и ее соответствующие службы рассматриваются в качестве эффективного средства перевоспитания несовершеннолетних и в таком действующем международном договоре, как Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций «Касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» [6]. В частности, указывается, что «…общим является, прежде всего, опора на общину как на инструмент эффективного осуществления альтернативных решений. Перевоспитание с привлечением общины представляет собой традиционную меру, которая заключает в себе многие аспекты. В связи с этим соответствующим властям следует поощрять предоставление общинами своих услуг» (Правило 18.1).
Свои Круги знает и история Беларуси. Так, в Великом Княжестве Литовском были широко распространены копы (копные суды), т.е. народные суды, суды сельских общин, основанные на традициях, и берущие свое начало еще до появления писаного права. Копный суд, по мнению исследователей, является самым древним органом судебной власти. Он рассматривал широкий круг дел, начиная от особо опасных преступлений и заканчивая мелкими нарушениями. На таком собрании общины устанавливалась, согласно праву копы, круговая порука, когда вся община отвечала за проступки своих членов, а также ручалась за безопасность жизни и имущества как своих, так и пришлых. К слову, при уголовном деле копа вела «расспрос», а также искала преступника, устанавливала его «лик» (производное – «улика»). На копе поощрялось индивидуальное прощение пострадавшим обидчику, а также искренне всенародное раскаяние правонарушителя. Копный суд отличался тем, что его решения немедленно приводились в исполнение [7].
Сельские общины, в силу определенных обстоятельств, несмотря на их проблемы и недостатки, несли в себе ценность нерепрессивных форм реагирования на проступки и преступления (хотя конечно не всегда и не во всех случаях). Ценность нерепрессивных практик базировалась на сохранении мира в деревне. Сохранить мир в широком смысле этого слова - вот что беспокоило старейшин в сельской общине. Отсюда сама община носила название «миръ» [1]. В сельских сообществах существовали механизмы преодоления вражды, воспроизводились различные формы взаимопомощи и взаимоподдержки, являющиеся важной «питательной средой» нерепрессивных форм реагирования на проступки и преступления. Данные формы позволяли людям и сообществам сохраниться как единицам, открытым для сотрудничества и взаимной помощи. Сегодня мы имеем огромный дефицит нерепрессивных форм реагирования на проступки и преступления в постсоветских странах, наоборот, постоянно воспроизводится репрессивная практика во многих сферах жизни и не только в правосудии. Если верна наша гипотеза, что питательной средой для репрессивных отношений является враждебность и дефицит взаимопомогающих и взаимоподдерживающих практик, то их важно развивать с помощью Кругов сообществ.
Основой философии традиционных примирительных практик является вопрос, как жить (работать, сосуществовать) дальше вместе. Традиции общинного правосудия, когда члены одного сообщества садились вместе, обсуждали, а затем также сообща решали свои проблемы, – стали основой Кругов сообществ. Когда участники делятся своими сокровенными переживаниями и болью, задают смысл человеческой связи в Кругах и начинается поиск конструктивного выхода из конфликта или криминальной ситуации. Организация процесса взаимопонимания с помощью выслушивания того, что больше всего заботит людей, их интересов, проблем и переживаний и приводит к тем удивительным результатам, имеющим часто глубокий исцеляющий эффект.
В настоящее время практика проведения Кругов сообществ имеется у нас в стране, в странах ближнего зарубежья (Польша), а также в России (активно с 2008 года) и Украине.
Ведущие Кругов сообществ должны заботиться о соблюдении двух ценностей – прекращении вражды между людьми и вовлечение в этот процесс ближайшего социального окружения. Цель Кругов сообществ заключается в том, чтобы привлечь к конструктивным способам разрешения конфликтов и криминальных ситуаций максимальное количество участников конкретного сообщества. Важнейшей особенностью Кругов сообществ является опора на ценности восстановительного правосудия, конструктивное обсуждение проблемы всех заинтересованных людей и их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его выполнение. С помощью Кругов сообществ можно регулировать конфликты не только двух человек, но и целых групп: учителей между собой, учителей и учащихся, учителей и родителей, классов и т.д. В результате стороны находят решение, устраивающее всех участников Круга данного сообщества.
Круг сообщества организуется и проводится командой, состоящей из ведущего (хранителя) и помощников (волонтеров) Круга сообщества. Хранителем Круга сообщества выступает, как правило, медиатор, психолог или педагог, прошедший соответствующее обучение. Волонтерами могут быть, как медиаторы и педагоги, так и пользующиеся авторитетом ученики – члены школьной службы примирения. Волонтеры должны пройти обучение по методике проведения Кругов сообществ. Управлять взаимодействием участников Круга сообществ одним хранителем крайне сложно, поскольку зачастую участники испытывают сильные эмоции в связи с конфликтной ситуацией. На этапе формирования команды важно определить ценности, полагаемые в основание проведения Круга сообщества, предусмотреть возможные ситуации в Круге сообщества и порядок реагирования на них.
Условно проведение Круга сообщества можно разбить на следующие этапы и фазы.
Этап 1. Подготовка к проведению Круга сообщества
Подготовка осуществляется хранителем вместе с волонтерами: они обсуждают, подходит ли заявленная ситуация для Круга сообщества, как создать условия для актуализации и осмысления ценностей участниками данного Круга, формулируют вопросы для обсуждения. Важно уделить внимание всем контекстам конфликтной ситуации; определить, кто может быть возможными участниками Круга, кто из команды будет проводить с ними предварительные встречи, когда и в каком формате будут проводиться эти встречи.
Задача команды на данном этапе – организовать проведение Круга сообщества в соответствии с принципами восстановительной медиации, а также поддержать конструктивное обсуждение на Круге. В этой связи выделим те ценности, которые, на наш взгляд, должны определять практику проведения Кругов сообщества:
- помощь, взаимная поддержка и сопричастность участников Круга сообщества;
- взаимное уважение, мирное сосуществование участников Круга сообщества, укрепление позитивных связей в сообществе (классе, группе учеников и т.д.);
- свобода высказывания и обсуждения проблем в Круге сообщества;
- развитие способностей членов сообщества за счет участия в Круге сообщества и работе с травматическими и болезненными ситуациями;
- принятие участниками ответственности за происходящее в Круге сообщества и за принятое им решение [8].
Этап 2. Предварительные встречи (подготовка участников к встрече в Круге сообщества)
Хранителем и волонтерами проводятся предварительные встречи со всеми приглашаемыми участниками, где определяются или более четко формулируются, с учетом мнений последних, вопросы Круга сообщества, объясняются смысл, цели и правила круга. Важно, чтобы вопросы, выносимые на Круг сообщества, волновали всех участников, иначе не будет вовлеченности, живого участия в обсуждении возникшей ситуации. Пассивное поведение является одной из основной причин развала проводимого Круга сообщества.
На наш взгляд, нельзя заставлять участвовать в Круге сообщества. Исходя из основополагающего принципа добровольности и ответственности, участник группового конфликта может отказаться от участия в Круге сообщества.
Подготовка участников Круга сообщества имеет исключительную важность, поскольку неподготовленность может привести в ходе проведения Круга сообщества, как к эскалации конфликта, так и к пассивности, замкнутости, уходу от обсуждения вынесенных на Круг вопросов.
Хранитель и волонтеры сами определяют, какими средствами и в какой форме будут проводиться предварительные встречи: это могут быть беседы с каждым участником; встречи с конфликтующими группами и с ключевыми участниками конфликта; проведение отдельных Кругов сообщества с малыми группами; анкетирование и др. В нашей практике был случай, когда сначала проводилось анкетирование будущих участников Круга сообщества, а потом с каждым из них – индивидуальная беседа.
Этап 3. Встреча в Круге сообщества (Формы: Круг по налаживанию взаимопонимания; Круг примирения; Круг по заглаживанию вреда)
Фаза 1. Создание основ для диалога
Задача хранителя и волонтеров Круга сообщества – организовать пространство, в котором человек сможет актуализировать свои нравственные принципы и ценности, связанные с обсуждаемой ситуацией.
Участники рассаживаются в круг, наблюдатели за кругом не допускаются (соблюдается принцип конфиденциальности). Если рядом сидят зачинщики конфликта, то такая рассадка может привести к провокациям и агрессивному поведению или, наоборот, к замкнутости с их стороны: и то, и другое может привести к разрыву Круга сообщества. Исходя из этого волонтеры рассаживаются внутри круга таким образом, чтобы быть возле наиболее эмоционально настроенных участников, чтобы иметь возможность сглаживать их высказывания и реплики.
Хранитель приветствует собравшихся, объясняет цели и смысл Круга сообщества, предлагает выбрать символ слова – предмет, который будет обозначать говорящего (это может быть мяч, связка ключей, иной небольшой предмет). Основная идея символа слова – говорить можно только когда он у тебя в руках. Символ слова передается, как правило, по часовой стрелке, чтобы исключить споры и перепалки и дать каждому возможность и время обдумать произошедшее и высказать свое мнение. Необходимо всем участникам Круга сообщества напомнить о правиле уважения времени: «нужно, чтобы все успели высказаться, поэтому постарайтесь говорить кратко и емко».
Достигается договоренность о таких правилах Круга сообщества, как: уважать символ слова; говорить от всего сердца (искренне); говорить и слушать с уважением; оставаться в Круге сообщества до его завершения; соблюдать конфиденциальность. При необходимости проводится раунд знакомств, когда каждый из участников Круга сообщества представляется, называя свое имя. В целях экономии времени, возможно заранее изготовить и раздать участникам бейджи с их именами.
Хранитель, если это позволяет ситуация, запускает «раунд личных историй», т.е. предлагает каждому из участников поделиться историей из своей жизни. Такие ценностно-ориентированные истории могут быть напрямую не связаны с темой Круга сообщества, однако способны актуализировать важный смысл и ценности, которые помогут по-новому посмотреть на обсуждаемую проблему. В большинстве случаев важной точкой отсчета является необходимость выслушать историю каждого. Эти рассказы порождают ощущение сопричастности, помогают по-новому взглянуть на рассказчика, понять, что того волнует.
Тема личных историй выбирается заранее командой хранитель-волонтеры. Подавая пример, хранитель рассказывает свою историю первым. Темы могут быть самыми разными, к примеру: «Расскажите о человеке, который помог справиться с трудной жизненной ситуацией», «Каким поступком я горжусь», «Когда мне было комфортно среди сверстников (в компании, в команде)» и т.д. Личные истории никак не оцениваются, после рассказа символ слова передается дальше – от участника участнику. Можно пропустить свою очередь, но, как правило, после раунда символ слова передается промолчавшему участнику повторно: возможно, тот вспомнит и захочет что-то рассказать. Результатом раунда личных историй становится изменение отношений в Круге сообщества: участники начинают относиться друг к другу более человечно, а не как к противоборствующим сторонам в конфликте или ролям «педагог-ученик». Раунд личных историй позволяет участникам Круга сообщества выйти из привычных им ролей, взглянуть на ситуацию под другим углом.
Фаза 2. Обсуждение ситуации, проблем, потребностей и интересов
Хранитель запускает раунд обсуждения и предлагает рассказать участникам об их отношении к конфликтной ситуации и о том, к каким последствиям для них она привела. Здесь важно, чтобы у каждого была возможность высказаться, чтобы все голоса были услышаны (а не только мнения лидеров и взрослых). Нередко вскрываются новые подробности случившегося, которые до этого не высказывались. Участники часто выражают эмоций, высказываются претензии, предубеждения, могут выражать злость и агрессию. Хранитель вправе перебивать говорящего лишь в крайнем случае, поэтому ему помогают управлять коммуникацией волонтеры, перефразируя или отражая некорректные, излишне эмоциональные высказывания, акцентируя и поддерживая конструктивные, позитивные высказывания и предложения. Цель хранителя и волонтеров в данной фазе – сохранить пространство говорения-слушания, не допустить эскалации конфликта, тем самым поддерживая целостность Круга сообщества и доброжелательную атмосферу. При этом важно не снижать остроту проблемы, не сглаживать ее значимость для говорящего.
Фаза 3. Рассмотрение возможных вариантов решения
Хранитель запускает обсуждение и просит высказаться о возможных путях решения проблемы. Важно поддерживать разговор на принятие ответственности за решение ситуации самими участниками Круга сообщества. Если какое-то решение находится вне зоны их компетенции, необходимо договориться, как участники Круга сообщества будут способствовать его реализации.
Хранитель может запускать символ слова без конкретного вопроса, если чувствует, что участникам Круга сообщества есть что добавить на предыдущий вопрос или что начался важный для участников Круга сообщества разговор и нужно предоставить возможность для высказываний.
Когда символ слова вернулся к хранителю, тот может подвести итог сказанному в Круге сообщества, четко сформулировав вопросы, требующие решения. Если в этом раунде не были обсуждены возможные решения, символ слова опять пускается по кругу. Хранитель и волонтеры создают условия для достижения консенсуса. Хранитель может предложить для обсуждения и другие вопросы, поднятые при выступлении участниками; может поместить символ слова в центр круга, чтобы его взял участник, который хочет высказаться.
Фаза 4. Достижение соглашения.
В этом раунде определяются пункты соглашения или общей точки зрения участников. Хранитель и волонтеры проверяют пункты соглашения на реалистичность, задают участникам Круга сообщества вопросы о возможности исполнения ими условий соглашения. К примеру, в Круге сообщества, проводимом среди подростков в одной из Минских школ, ученики составили свой «Свод правил», состоящий из 7 пунктов, среди которых: «Обращаться друг другу по именам (а не кличкам)», «Выслушивать друг друга», «Не оскорблять друг друга и родителей, уважительно относиться друг к другу».
Важно понимать, что участники несут ответственность за принятое решение. Поскольку участники сами вырабатывают решение, вероятность его исполнения гораздо выше, чем если бы решение было навязано кем-либо извне.
Следует отметить, что далеко не всегда в Круге сообщества требуется принять решение: иногда достаточно прояснить ситуацию или оказать человеку поддержку или проявить взаимопонимание.
Фаза 5. Подведение итогов. Закрытие Круга
Хранитель подводит итоги проведенного Круга сообщества, дает обратную связь. Участники делятся своими мыслями и впечатлениями о проведенном Круге. Хранитель благодарит собравшихся за работу и закрывает Круг сообщества.
Приведенное выше деление встречи в Круге сообщества на фазы достаточно условно: оно предполагает проведение тех или иных раундов в зависимости от целей Круга сообщества. Некоторые фазы могут опускаться. Как указывалось, выше, случается, что Круг сообщества не заканчивается достижением соглашения: достаточно того, что люди высказали свои желания и услышали других. Иногда соглашения и не нужно, так как конфликт имел своей причиной недоразумение или недопонимание. В этой связи хранителю и волонтерам нужно чутко реагировать на все изменения в ходе встречи, опираться на ценности Круга сообщества и обсуждать их.
После проведения Круга сообщества хранитель поддерживает связь с классным руководителем и социальном педагогом, следит за процессом исполнения достигнутых в Круге сообщества договоренностей. При необходимости возможно проведение Круга поддержки, на котором участники обсуждают эффективность реализации, претворения в жизнь принятых решений, отмечают изменения, произошедшие в коллективе.
Нельзя не отметить роль классного руководителя в проведении Кругов сообщества. Нередко педагоги воспринимают Круг сообщества как универсальное средство, способное в одночасье изменить поведение учеников, разрешить конфликт или устранить проблему раз и навсегда, сами при этом абстрагируясь от участия в Круге сообщества. Зачастую случается, что классный руководитель начинает реализовывать в Круге сообщества свои педагогические задачи: воспитывать, поучать, критиковать, наставлять. Считаем, что Круг сообщества нельзя использовать как буквальное продолжение педагогического процесса. Безусловно, классный руководитель – важная фигура для учеников, однако не следует на Круге сообщества читать нотации и говорить последним, как им следует поступать. Такая позиция может снизить уровень возникшего доверия, вызвать сильное отторжение у школьников (особенно подростков), что неизбежно снизит динамику Круга сообщества, а главное – снимет с участников Круга сообщества ответственность за выработку собственного решения.
Классный руководитель участвует в Круге сообщества на равных со своими учениками, он не оказывает давления, не критикует. Посредством Я-сообщений педагог говорит о своем ощущении или проживании обсуждаемой ситуации, о том, каким он видит выход из нее. Именно классный руководитель будет поддерживать конструктивные изменения в классе, напоминать участникам Круга сообщества о достигнутых договоренностях. Роль классного руководителя в Круге сообщества можно свести к словам Конфуция: «Задача учителя – открывать новую перспективу размышлениям ученика».
Круги сообществ, как и медиация, предоставляют спорящим сторонам дополнительные ресурсы в урегулировании конфликта, позволяют участникам услышать и понять друг друга, выработать уникальное и отвечающее именно их потребностям решение. Для того, чтобы примирительные практики в целом, и Круги сообществ, в частности, стали частью культуры человеческого взаимодействия – необходимы специальные, в том числе образовательные усилия. Вселяет надежду тот факт, что руководство образовательных учреждений заинтересовано в создании школьных служб примирений, в использовании медиации и других практик, ориентированных на добровольное, ненасильственное разрешение конфликтов.
Использованные источники:
1.За методологическую основу специалистами Центра «Медиация и право» при ОО «Белорусский республиканский союз юристов» была взята модель Кругов сообщества, разработанная российской Межрегиональной общественной организацией «Общественный центр «Судебно-правовая реформа»: учебно-методический фильм по программе «Круг сообщества»; Коновалов А.Ю. Программа Круг сообщества. Лекция 5.
2. Бессонов Н. Цыганский суд (статья) – «Романi яг» № 17 (144), 2006.
3. Энциклопедия казачества /Сост. Г.В. Губарев, ред.-изд. А.И. Скрылов/ – Москва: Вече, 2007.
4. Латинская Америка в XX веке: Пособие для вузов /А. И. Строганов/ – Москва: Дрофа, 2002; Пранис К., Стюарт Б., Уедж М. Круги примирения: от преступления к сообществу / Пер. с англ. Н.С. Силкиной; Под ред. Р.Р. Максудова, Л.М. Карнозовой, Н.В. Путинцевой. М., 2010; См. напр.: Статья директора организации «Eigene Kracht» (Нидерланды). Роб Ван Паже. Семейные групповые конференции: этапы проведения // Вестник восстановительной юстиции. Вып. 8. 2011. С. 91 - 96.
5. Бобровников В.О. Местный обычай и Российский закон (сборник «Ислам в России и Евразии» под ред. В.О. Бобровникова, Том II) – Москва: Издательский дом Марджани, 2009; Маслиат как самобытный способ разрешения конфликтов (редакционная статья) – «Дагестанская Правда», Выпуск № 104-105 от 10.04.08.
6. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций «Касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)» (Совершены 29.11.1985)// Веснiк Канстытуцыйнага Суда Рэспублiкi Беларусь, N 4, 1999.
7. История государства и права Беларуси: Пособие для студентов вузов /И.Н. Кузнецов, В.А. Шелкопляс/ – Минск: Тесей, 2004; Амплеева Т.Ю. К вопросу о месте и роли общинного суда в системе древнерусского правосудия// «Право и политика», 2007, N 11; Маховенко Е. Выездные суды по земельным делам в Великом Княжестве Литовском в XV - первой половине XVI века//Экологическое право, 2005, N 3.
8. Максудов Р.Р. Круги сообществ: на пути создания российской модели. (Методические аспекты проведения Кругов сообществ)// http://sprc.ru/wp-content/uploads.pdf.
[1] Слово мир происходит от праслав. *mirъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. миръ (греч. εἰρήνη «мир, мирное время», κόσμος «украшение, порядок, вселенная»). Ср.: укр. мир «весь мир, народ, спокойствие, согласие», болг. мир(ъ́т) «мир, спокойствие, свет», сербохорв. ми̑р (род. п. ми́ра) «мир, покой», словенск. mȋr — то же, чешск. mír «мир, покой, спокойствие, согласие», польск. mir, в.-луж., н.-луж. měr — то же. Первонач. основа на -u, следы которой имеются в ст.-слав. и др.-чешск. Родственно др.-лит. mieras «мир, спокойствие», латышск. mie^rs — то же, далее алб. mirë «хороший», др.-инд. mitrás «друг», далее милый. Знач. «сельская община» развилось из «мир, мирное сообщество» (https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%8A).