Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка.
Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит о того, насколько тесна эта связь. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии способностей ребенка, сформировать жизненные ориентиры.
Педагогам, педагогу-психологу, педагогу социальному важно установить партнерские отношения с семьей каждого учащегося, создать атмосферу взаимоподдержки.
Цель Родительского университета — повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.
Основные задачи Родительского университета:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства;
- актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детскородительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психологопедагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования.
Направления работы Родительского университета:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- формирование педагогических знаний и культуры родителей;
- профилактика социального сиротства;
- предупреждение и профилактика нарушений и преступлений среди несовершеннолетних;
- пропаганда здорового образа жизни;
- правовое образование родителей;
- вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс.
Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПРОЕКТА «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГУО «Жгунская СШ»
Е.В.Бессонова
План работы родительского университета
ГУО «Жгунская средняя школа» на 2024/2025 учебный год
1 ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
Для родителей учащихся 1-4 классов
Название раздела, темы занятий |
Срок проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
Приме-чание |
1-й класс |
||||
Тема 1: «Особенности адаптации учащихся 1 класса. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе» |
3-4-я неделя октября |
Лекция Рекомендации на сайте |
Классный руководитель, педагог-психолог |
|
Тема 2: «Режим дня школьника. Воспитание самостоятельности и организован-ности у первоклассника» |
3-4-я неделя декабря |
Лекция Рекомендации на сайте |
Классный руководитель, медицинский работник |
|
Тема 3: «Положительные эмоции в жизни школьника. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций» |
3-4-я неделя марта |
Дискуссия Рекомендации на сайте |
Классный руководитель, педагог социальный |
|
Тема 4: «Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка» |
3-4-я неделя мая |
Круглый стол /дискуссия |
Классный руководитель |
2-й класс |
|||||
Тема 1: «Как родители могут помочь ребенку учиться. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников» |
3-4-я неделя октября |
Лекция/ семинар- практикум |
Классный руководитель |
||
Тема 2: «Главные правила здорового образа жизни. Роль семьи в физическом воспитании детей» |
3-4-я неделя декабря |
Круглый стол |
Классный руководитель, медицинский работник |
||
Тема 3: «Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие» |
3-4-я неделя марта |
Дискуссия Рекомендации на сайте |
Классный руководитель, педагог социальный |
||
Тема 4: «Трудовое воспитание детей в семье. Как научить современного ребенка трудиться» |
3-4-я неделя мая |
Круглый стол /дискуссия |
Классный руководитель |
||
3-й класс |
|||||
Тема 1: «Значение школьной отметки в жизни ребенка. Отметка и оценка знаний учащихся» |
3-4-я неделя октября |
Лекция/ семинар- практикум |
Классный руководитель |
||
Тема 2: «Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Особенности межличностного общения» |
3-4-я неделя декабря |
Круглый стол/ семинар-практикум |
Классный руководитель, педагог-психолог |
||
Тема 3: «Здоровая семья – здоровый ребенок. Основные правила здорового образа жизни» |
3-4-я неделя марта |
Дискуссия Рекомендации на сайте |
Классный руководитель, педагог социальный, медицинский работник |
||
Тема 4: «Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Создание в семье атмосферы защищенности, любви» |
3-4-я неделя мая |
Круглый стол /дискуссия |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
||
4-й класс |
|||||
Тема 1: «Как научить своего ребенка жить в мире людей. Культура личности: культура внешности, общения, внешности. Формирование правил поведения и хороших манер» |
3-4-я неделя октября |
Лекция/ семинар- практикум |
Классный руководитель, педагог-психолог, медицинский работник |
||
Тема 2: «Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-го класса. Личностные особенности младших школьников" |
3-4-я неделя декабря |
Круглый стол/ семинар-практикум |
Классный руководитель, педагог социальный |
||
Тема 3: «Ребенок и компьютер. Влияние компьютера на организм и личность ребенка» |
3-4-я неделя марта |
Дискуссия/ конференция |
Классный руководитель, педагог социальный, медицинский работник |
||
Тема 4: «Книги в жизни школьника. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире» |
3-4-я неделя мая |
Круглый стол /дискуссия |
Классный руководитель |
||
2 ступень – «Мой ребенок – подросток»
Для родителей учащихся 5-9 классов
Тема |
Срок проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
Примечание |
5 класс |
||||
Тема 1: «Особенности адаптации учащихся 5-х классов к среднему звену» |
3-4-я неделя октября |
Семинар-практикум |
Классный руководитель Педагог-психолог |
|
Тема 2: Ребенок среди сверстников. Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. |
3-4-я неделя декабря |
Круглый стол с элементами тренинга |
Классный руководитель Педагог-психолог |
|
Тема 3: «Безопасность подростков в сети Интернет» |
3-4-я неделя марта |
Дискуссия |
Классный руководитель Педагог социальный |
|
Тема 4: Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками |
3-4-я неделя мая |
Семинар-практикум |
Классный руководитель Педагог социальный |
|
6 класс |
||||
Тема 1: Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. |
3-4-я неделя октября |
Семинар-практикум |
Классные руководители |
|
Тема 2: Профилактика проблемного поведения подростков. Профилактика зависимостей в подростковой среде. |
3-4-я неделя декабря |
Круглый стол с элементами тренинга |
Классный руководитель Педагог социальный Медицинский работник |
|
Тема 3: «Безопасность подростков в сети Интернет» |
3-4-я неделя марта |
Дискуссия |
Классный руководитель Педагог-психолог |
|
Тема 4: Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. |
3-4-я неделя мая |
Семинар-практикум |
Классный руководитель Педагог социальный Медицинский работник |
|
7 класс |
||||
Тема 1: Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14- летних подростков |
3-4-я неделя октября |
Семинар-практикум |
Классный руководитель Педагог-психолог |
|
Тема 2: Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы группы риска |
3-4-я неделя декабря |
Круглый стол |
Классный руководитель Педагог социальный Медицинский работник |
|
Тема 3: «Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком» |
3-4-я неделя марта |
Дискуссия |
Классный руководитель |
|
Тема 4: Как повысить учебную мотивацию подростков. |
3-4-я неделя мая |
Семинар-практикум |
Классный руководитель Педагог-психолог |
|
8 класс |
||||
Тема 1: Буллинг и кибербуллинг как новая форма угрозы безопасности личности ребёнка |
3-4-я неделя октября |
Семинар-практикум |
Классный руководитель Педагог-психолог |
|
Тема 2: Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Профилактика основных рисков |
3-4-я неделя декабря |
Круглый стол |
Классный руководитель Педагог социальный Медицинский работник |
|
Тема 3: Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков |
3-4-я неделя марта |
Дискуссия |
Классный руководитель Педагог- психолог |
|
Тема 4: Культура поведения в конфликтных ситуациях. Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. |
3-4-я неделя мая |
Семинар-практикум |
Классный руководитель Педагог социальный |
|
9 класс |
||||
Тема 1: Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста |
3-4-я неделя октября |
Семинар-практикум |
Классный руководитель Педагог-психолог Медицинский работник |
|
Тема 2: Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. |
3-4-я неделя декабря |
Круглый стол |
Классный руководитель Педагог социальный Медицинский работник |
|
Тема 3: Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей |
3-4-я неделя марта |
Дискуссия |
Классный руководитель Педагог социальный Медицинский работник
|
|
Тема 4: Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? |
3-4-я неделя мая |
Семинар-практикум |
Классный руководитель Педагог-психолог |
3 ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
Для родителей учащихся 11 класса
Тема |
Срок проведения |
Форма проведения |
Ответствен-ные |
Примечание |
Тема: Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. |
3-4-я неделя октября |
Лекция |
Классные руководители Педагог-психолог |
|
Тема: Половое воспитание несовершеннолетних: профилактика ранних половых связей у подростков |
3-4-я неделя декабря |
Круглый стол |
Классные руководители Педагог социальный Медицинский работник |
|
Тема: Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. |
3-4-я неделя марта |
Дискуссия |
Классные руководители Педагог социальный |
|
Тема: Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. |
3-4-я неделя мая |
Психологический тренинг |
Классный руководитель Педагог-психолог |